1. Готовность пойти навстречу стимулу.
В творчестве часто бывает полезно не специально использовать определенные приемы, а применять то, что получаете из своего окружения. Можно как сознательно выбрать в словаре определенное слово и использовать его как стимул, а можно использовать в качестве стимула определенную фотографию в газете, которую вы прочитали утром.
Для этого мы принимаем как должное и даже приветствуем случайные факторы. Вместо отбрасывания информации, которая, как представляется на первый взгляд, не имеет отношения к делу, мы принимаем ее за случайный фактор и уделяем ей наше внимание. Тут от нас требуется лишь заметить все, что показывается на нашем горизонте.
1) Мы готовы откликнуться на идеи других людей. Например, при «мозговом штурме» роль случайных факторов играют именно чужие идеи, поскольку они — развитие не нашего собственного хода мысли, хотя и относятся к одному и тому же информационному полю. Когда мы прислушиваемся к мнению окружающих, пусть даже и не согласны с ним, оно может стать тем случайным фактором, который пробудит нашу собственную мысль.
2) Мы готовы откликнуться на идеи, исходящие от людей, сфера деятельности которых не имеет ничего общего с нашей. Иногда подобный процесс образно называют «перекрестным опылением». Например, студент-медик может обсуждать вопросы работы какой-либо системы нашего организма с бизнес-аналитиком или с модельером. Полезно также прислушиваться, что другие люди говорят о собственных занятиях.
3) Надо бывать в таких местах, где имеется множество разнородных объектов, способных сыграть роль случайных факторов. К примеру, можно заглянуть в какой-нибудь большой универмаг или в магазин игрушек. Можно посещать и выставки, тема которых не имеет ничего общего с объектом наших интересов.
Самое важное, что следует помнить, проявляя готовность пойти навстречу случайным факторам, — мы не должны ничего высматривать. Мы можем пойти на выставку в надежде увидеть нечто, имеющее к нам прямое отношение. Мы можем обсуждать какую-то проблему с представителем другой профессии, рассчитывая узнать его мнение по интересующему нас вопросу. Но если мы выискиваем что-то вполне определенное, значит, у нас уже сложилось представление, что нам нужно, а что нет. А подобное представление порождено не чем иным, как нашим нынешним взглядом на ситуацию.
Если мы хотим, чтобы случайный фактор дал о себе знать, то не должны строить никаких расчетов, а лишь ожидать того момента, когда что-то случайно привлечет наше внимание. Даже если нам кажется, будто ничего интересного так и не попадется, все равно не следует предпринимать никаких целенаправленных усилий найти что-то подходящее.
2. Управление креативным процессом в группе. Автором этого способа является Р. Дилтс.
Одна из наиболее действенных форм группового обучения и творчества основывается на том, что каждый человек обладает своей собственной картой мира. Способ, с помощью которого проблема или идея конкретного индивидуума излагается кем-то еще, может сам по себе послужить средством прояснения этой проблемы или обогащения идеи.
Приводимый ниже процесс разработан для применения Диснеевских стратегий в естественном процессе группового обучения и совместного творчества. Это так называемое "горизонтальное видение". В "вертикальном видении", когда все решает руководитель, в межличностных отношениях изначально присутствует элемент иерархии - начальник обеспечивает подчиненного "правильной картой". В "горизонтальном видении" подразумевается, что люди действуют на равных и никаких "правильных карт" не существует. Термин "видение" также имеет важный смысл. Одна из задач данного упражнения состоит в том, чтобы использовать визуальные и символические мыслительные стратегии в групповом контексте.
Статьи по теме:
Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса
– Дарки
Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте. Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы. Предмет исследования – показатели проявления ра ...
Уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей
Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) – одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метацель этих уро ...
МХК как средство развития личности современного школьника
В каждой школе, какой бы она не имела профиль, есть предметы как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Наличие их необходимо для гармонического развития личности ребенка, а главное для фор ...