Упражнение прояснит, какое влияние различные способы представления и определения "проблемного пространства" плана или замысла оказывают на нашу способность к поиску потенциального пространства решений. Выполнять его лучше в группе из четырех человек, чтобы добиться достаточного разнообразия.
Упражнение проходит в три стадии: 1) Мечтателя; 2) Реалиста и 3) Критика.
На стадии Мечтателя один из участников группы - "исследователь" должен описать план или замысел другим членам группы. Содержание замысла или плана ничем не ограничивается. Это может быть и деловой проект, и план летнего отдыха - в зависимости от взаимоотношений членов группы.
Слушая выступающего, члены группы должны следить за тем, чтобы их стратегия и физиология соответствовали перспективе Мечтателя. Например, вместо того чтобы критически оценивать или судить о замысле и возможности его выполнения, каждый участник группы на данном этапе должен постараться "ясно увидеть в своем сознании, как будет представлено каждое отдельное действие в данном повествовании". Когда члены группы будут пытаться увидеть "масштабную картину", им следует слушать с поднятой головой и обращенным вверх взглядом, в симметричной расслабленной позе.
Когда исследователь закончит описание "проблемного пространства", членам группы надлежит определить, был ли получен ответ на следующие вопросы "Мечтателя":
*Что* вы намереваетесь делать? (В противоположность тому, что вы намереваетесь прекратить делать, избежать или бросить.)
*Почему* вы намереваетесь это делать?
Какова цель этого?
*Какова* будет компенсация затраченных усилий?
Каким* образом * вы узнаете, что вы ее получили?
Когда вы ожидаете ее получить?
*Куда* вы стремитесь прийти в будущем, воплотив этот замысел ?
*Кем* или подобным кому вы хотите стать в результате выполнения данного замысла?
Этап Мечтателя в процессе "горизонтального видения" фокусируется на представлении и расширении восприятия проблемного пространства конкретного плана или замысла. Эти вопросы могут помочь исследователю и остальным членам группы расширить, обогатить и прояснить их мысленную картину проблемного пространства данного замысла или плана.
На следующем этапе упражнения каждый участник группы (включая исследователя) должен сделать несложную "раскадровку" плана или замысла. Данное "первое приближение" должно быть очень общим и включать весь план или замысел целиком. "Раскадровка" может быть выполнена в виде любой схемы или чернового наброска. Лучше всего сделать символическое или метафорическое изображение плана или замысла. Например, кто-то один может изобразить некий пейзаж, другой -- нарисовать какую-то группу символов -- прямоугольников, кружков и звездочек -- и соединить их линиями и стрелками.
Каждый должен самостоятельно сделать собственную репрезентативную карту, не заглядывая в рисунки других. Таким образом, каждый рисует свою собственную картину данного проблемного пространства, включая исследователя, который создает сводное изображение на основе всех четырех образных карт проблемного пространства. Затем участники группы обмениваются рисунками и обсуждают допущения и критерии, стоящие за каждым рисунком и толкованием. Сопоставление различных карт и допущений проблемного пространства обогащает представления о данном пространстве. "Видящие по горизонтали" должны дать объяснение своим рисункам, не выдвигая при этом никаких предложений или решений, не навязывая исследователю способ выражения замысла или плана, -- они всего лишь показывают и объясняют свою "раскадровку". Далее члены группы могут рассмотреть следующие вопросы "Реалиста".
Статьи по теме:
Анализ образовательных и авторских программ
Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное иск ...
Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполн ...
Отрицательное и положительное воздействие сверстников
Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями и ...