Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.
Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.
С другой стороны, стандартизация обязывает всех участников учебного процесса следовать единым правилам, что подавляет творческую инициативу и лишает свободы выбора как целые вузы, так и отдельных преподавателей и студентов, не позволяет им оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Чрезмерный уровень стандартизации ведет к выпуску унифицированных специалистов, не всегда соответствующих требованиям конкретных заказчиков.
В Беларуси существует довольно высокий уровень стандартизации и регламентации в области высшего образования. Данная система была унаследована от СССР. У значительной части специалистов подобная опека вызывает раздражение, связанное с невозможностью самостоятельно формировать учебные планы по своему усмотрению. Однако подобный подход является важным на современном этапе, когда идет реформирование образования, ведущее к возникновению новых вузов и образованию новых специальностей и специализаций. В данном случае стандартизацию в образовании можно рассматривать как простейшее средство, гарантирующее соблюдение государственных требований к качеству подготовки специалистов и защиту от авантюристических идей отдельных новаторов.
В развитых странах Западной Европы и Америки не только вузы, но и их структурные подразделения, вплоть до кафедр, располагают большой степенью независимости в организации учебного процесса и самостоятельно формируют и утверждают учебные планы.
Однако столь высокая степень демократизации обусловливается влиянием ряда факторов:
традицией и историей образования в целом и вуза в частности. Современная система образования сложилась у нас в основном в 50-60-е годы, а Белорусский университет культуры, образованный на базе Минского института культуры, существует всего пять лет, тогда как ведущие вузы насчитывают несколько столетий (например, Ягеллонский университет);
конкуренцией на рынке труда и образования, которая заставляет вузы постоянно заботиться о качестве подготовки своих выпускников. Так как ряд вузов являются коммерческими и их существование напрямую зависит от реакции рынка на их продукцию, то даже вузы, финансируемые из федеральных и местных бюджетов, работая в условиях конкуренции на рынке образования, постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования, а рынок труда в нашей республике только начинает складываться. Кроме того, значительная часть вузов, в том числе и Белорусский университет культуры, являются монополистами в своей области и к реакции рынка относятся весьма прохладно; отлаженной системой аккредитации и контроля за качеством подготовки специалистов со стороны различных профессиональных организаций, обществ и ассоциаций, которые объединяют представителей организаций заказчиков. Система подобных организаций в республике только начинает складываться и единственной библиотечной профессиональной организации, ББА, пока что остается только пожелать успехов в данном направлении. Поэтому, вряд ли можно утверждать, что высшее образование в Беларуси, в том числе и библиотечное, готово к полной самостоятельности, а разумную регламентацию, скорее, надо рассматривать как благо и гарантию против волюнтаризма, чем как тормоз в развитии. Вопрос заключается в том, как рационально воспользоваться предоставленными возможностями. К наиболее регламентируемым направлениям деятельности учебных заведений относятся перечень специальностей и специализаций и содержание учебного плана. Министерством образования с 1 сентября 1994 г. введены новый Перечень специализаций для высших учебных заведений и Положение о многоуровневой системе образования, которые предусматривают возможность получения выпускниками вузов высшего, высшего специального образования и академических степеней бакалавров и магистров. Процесс открытия новых специальностей и специализаций регламентирован соответствующим положением, утвержденным Министерством образования и науки Республики Беларусь 2 апреля 1996 г. Процедура настолько длительная, а уровень требований столь высок, что браться за решение данной проблемы ФБИС пока не в состоянии. Подготовка специалистов по каждой специальности и специализации должна осуществляться на базе типового плана, который разрабатывается базовым вузом по согласованию с другими заинтересованными учебными заведениями, министерствами и ведомствами. Так как Белорусский университет культуры является единственным учебным заведением, осуществляющим подготовку библиотекарей-библиографов в Республике Беларусь, то разработанные им планы являются одновременно и типовыми.
Исходным документом для разработки учебных планов являются квалификационные характеристики специалистов по определенной специализации, которые должны составляться вузом совместно с взаимозаинтересованными министерствами и учреждениями. Учебный план должен обеспечить унификацию дисциплин, которые определяют общенаучную и общепрофессиональную подготовку, и установленные нормативы на количество учебных занятий в день, неделю, семестр, а также объем практики, экзаменов и каникул.
Нормативными документами также определены основные обязательные блоки учебных дисциплин и распределение времени между ними следующим образом:
гуманитарные и социально-экономические дисциплины - 25-35%;
общенаучные и общепрофессиональные дисциплины-35-45%;
дисциплины специального цикла - 25-30%;
дисциплины специализации - 10-15%.
На дисциплины, утверждаемые советом вуза, рекомендуется предусмотреть всего 3-4% бюджета учебного времени, а курсы по выбору предусмотрены только в первом блоке в объеме 200 часов. Это лишает вуз и преподавателей свободы маневра, а студентов права выбора и ориентации на свое непосредственное рабочее место. Таким образом, традиции, уровень образования и стандартизации в Беларуси не позволяют говорить о том уровне свободы образования, который характерен для стран Европы. Однако это не следует рассматривать как основной недостаток, препятствующий развитию образования в республике. Необходимо стремиться достигнуть уровня, заложенного в национальных стандартах, и максимально использовать предложенные возможности и свободы для повышения качества подготовки специалистов. С этой целью необходимо:
Белорусской библиотечной ассоциации и ведущим библиотекам республики совместно с Белорусским университетом культуры пересмотреть квалификационные характеристики специализаций ФБИС и привести их в соответствие с современными требованиями теории и практики;
привести содержание учебных планов в соответствие с действующими нормативами и требованиями квалификационных характеристик;
ФБИС, кафедрам иностранных языков и белорусского языка и литературы Белорусского университета культуры совместно с Могилевским библиотечным техникумом и Минским лингвистическим гуманитарным комплексом привести учебные планы соответствующих специализаций в соответствие с типовым учебным планом;
при пересмотре учебных планов добиться отведения в учебном плане до 30% учебного времени на дисциплины по выбору.
Беларусь всё больше и больше интегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают "грызть гранит науки" в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня - вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов. Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК), основанную на международных стандартах. "Повышение качества высшего образования - один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, - отметил, выступая на заседании Совета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. - Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам". Качественное образование - важнейший ресурс инновационного развития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Именно поэтому в августе прошлого года была принята Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. Ведется активное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например, по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министров образования стран СНГ, которая состоялась в прошлом году в Ереване. Александр Жук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т. ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованию стандарта ИСО 9001: 2000 Международной организации по стандартизации. Уже сто вузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, в числе которых БГУ, БГТУ и т.д. "Они опираются на разные подходы, - пояснил он. - Часть вузов сертифицируют отдельные направления деятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другие готовятся к сертификации отдельных факультетов и т.д. Однако документально оформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, что нам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системы менеджмента качества образования вузов, а в перспективе - ссузов, ПТУ и, возможно, учреждений общего среднего образования". А зачем это нужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится более привлекательным для абитуриента. "Привлекательность получения образования в вузе заключается в том, - отметил он, - что система обучения вуза ориентирована прежде всего на потребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Это понимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства, качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т.д. ". Внедрение системы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускников вуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и улучшить систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе, отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т.д. Внедрение СМК в вузах - дело сугубо добровольное. Вместе с тем Минобразования будет поддерживать те вузы, которые активно включатся в эту работу. В частности, речь идет о том, чтобы в будущем внедрившие СМК вузы проходили процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации по упрощенной схеме. Фактические работы по стандартизации системы образования в нашей республике осуществляются Национальным техническим комитетом по стандартизации №4 "Управление качеством".
Статьи по теме:
Эволюция внешкольной работы
Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценн ...
Апробация
виртуальной лаборатории «Открытая физика»
Апробация разработанных учебно-методических материалов в поддержку уроков по теме «Электричество и магнетизм» на основе использования мультимедийного курса «Открытая физика» проходила в 10-ом классе ...
Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в
ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловле ...