Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.
Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы.
Предмет исследования – показатели проявления различных форм агрессивности в подростковом возрасте.
Задачи исследования
Оценить уровень агрессивности учащегося в данном возрасте.
Выявить различия проявления агрессии у мальчиков и девочек подростков.
Разработать и апробировать процедуру экспертной оценки проявлений различных форм агрессивности.
В исследовании приняли участие: учащиеся 8А, 8б классов школы №43. Всего 36 человек.
Методы исследования: методика Басса-Дарки, метод экспертных оценок проявления различных форм агрессии.
Подготовка и проведение исследования.
На первом этапе исследования был проведен тест Басса-Дарки, который включал в себя 75 вопросов.
На втором этапе нами был разработан бланк оценки проявлений агрессивности в соответствии с показателями, выделяемыми методикой Басса-Дарки.
Учителям, хорошо знающим данный класс предлагалось оценить каждого учащегося по 8 критериям, используя 5 бальную шкалу оценки.
1 балл – данные проявления не встречаются у ученика, (такого поведения не замечалось).
2 балла – проявляются, но очень редко.
3 балла – иногда проявляются.
4 балла – проявления у ученика бывают часто.
5 баллов – это свойственно ребёнку в полной мере.
Формы агрессивности.
Косвенная агрессия (КА)– агрессии, которая окольными путем направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, также агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.
Склонность к раздражению (Р)– готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм (Н)– оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида (О)– зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность (П)– недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Вербальная агрессия (ВА)– выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Физическая агрессия (ФА) (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Чувство вины (ЧВ) – выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.
На третьем этапе учащимся было предложено оценить проявления агрессивности у каждого одноклассника по 5 бальной шкале. Использовались выше перечисленные критерии (косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, физическая агрессия, чувство вины).
Результаты исследования.
1. Анализируя полученные результаты, мы провели сравнение выраженности различных форм агрессии у мальчиков и девочек.
Таблица 1. Средние значения показателей агрессии в группе девочек и группе мальчиков (по методике Басса-Дарки). Нельзя не отметить и недостаток выбранного нами теста: обращаясь к нашей диаграмме на первый взгляд можно сказать, что показатели вербальной агрессии самые высокие по сравнению с другими. Но это не так, если внимательно изучить структуру теста то сразу замечаешь, что вопросов на выявление вербальной агрессии гораздо больше, чем например косвенной агрессии и соответственно баллов у детей по этому показателю будет больше. Из-за чего точное соответствие между всеми показателями этим способом нам установить не удалось.
Таблица 1. Средние значения показателей проявления форм агрессии у мальчиков и девочек
Формы агрессивности |
К.А. |
Р. |
Н. |
О. |
П. |
В.А. |
Ф.А. |
Ч.В. |
Показатели (девочки) |
5,7 |
6,3 |
3,9 |
4,7 |
5,7 |
10,3 |
6,4 |
6 |
Показатели (мальчики) |
5,4 |
6,3 |
3,6 |
4,2 |
5,3 |
9,3 |
7,5 |
4,8 |
Статьи по теме:
Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикл ...
Двухуровневая система образования и рынок труда
Для решения вышеперечисленных проблем наше правительство в прошлом году разработало ряд программ, связанных с инвестициями в человеческий капитал. Среди них национальный проект «Образование». В чём ж ...
Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных ...