Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки

Статьи о педагогике » Исследование проявления подростковой агрессивности учащихся средней школы » Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки

Страница 1

Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте.

Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы.

Предмет исследования – показатели проявления различных форм агрессивности в подростковом возрасте.

Задачи исследования

Оценить уровень агрессивности учащегося в данном возрасте.

Выявить различия проявления агрессии у мальчиков и девочек подростков.

Разработать и апробировать процедуру экспертной оценки проявлений различных форм агрессивности.

В исследовании приняли участие: учащиеся 8А, 8б классов школы №43. Всего 36 человек.

Методы исследования: методика Басса-Дарки, метод экспертных оценок проявления различных форм агрессии.

Подготовка и проведение исследования.

На первом этапе исследования был проведен тест Басса-Дарки, который включал в себя 75 вопросов.

На втором этапе нами был разработан бланк оценки проявлений агрессивности в соответствии с показателями, выделяемыми методикой Басса-Дарки.

Учителям, хорошо знающим данный класс предлагалось оценить каждого учащегося по 8 критериям, используя 5 бальную шкалу оценки.

1 балл – данные проявления не встречаются у ученика, (такого поведения не замечалось).

2 балла – проявляются, но очень редко.

3 балла – иногда проявляются.

4 балла – проявления у ученика бывают часто.

5 баллов – это свойственно ребёнку в полной мере.

Формы агрессивности.

Косвенная агрессия (КА)– агрессии, которая окольными путем направлена на другое лицо – злобные сплетни, шутки, также агрессия, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битью кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуют ненаправленность и неупорядоченность.

Склонность к раздражению (Р)– готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм (Н)– оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида (О)– зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность (П)– недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия (ВА)– выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

Физическая агрессия (ФА) (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Чувство вины (ЧВ) – выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызение совести.

На третьем этапе учащимся было предложено оценить проявления агрессивности у каждого одноклассника по 5 бальной шкале. Использовались выше перечисленные критерии (косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, физическая агрессия, чувство вины).

Результаты исследования.

1. Анализируя полученные результаты, мы провели сравнение выраженности различных форм агрессии у мальчиков и девочек.

Таблица 1. Средние значения показателей агрессии в группе девочек и группе мальчиков (по методике Басса-Дарки). Нельзя не отметить и недостаток выбранного нами теста: обращаясь к нашей диаграмме на первый взгляд можно сказать, что показатели вербальной агрессии самые высокие по сравнению с другими. Но это не так, если внимательно изучить структуру теста то сразу замечаешь, что вопросов на выявление вербальной агрессии гораздо больше, чем например косвенной агрессии и соответственно баллов у детей по этому показателю будет больше. Из-за чего точное соответствие между всеми показателями этим способом нам установить не удалось.

Таблица 1. Средние значения показателей проявления форм агрессии у мальчиков и девочек

Формы агрессивности

К.А.

Р.

Н.

О.

П.

В.А.

Ф.А.

Ч.В.

Показатели (девочки)

5,7

6,3

3,9

4,7

5,7

10,3

6,4

6

Показатели (мальчики)

5,4

6,3

3,6

4,2

5,3

9,3

7,5

4,8

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере. С проектом было связано представление о разработке сложной документации. Проектирование выделялось в ранг прикл ...

Двухуровневая система образования и рынок труда
Для решения вышеперечисленных проблем наше правительство в прошлом году разработало ряд программ, связанных с инвестициями в человеческий капитал. Среди них национальный проект «Образование». В чём ж ...

Педагогические особенности развития одаренных детей
В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru