Упражнение № 14. Игра «Помоги ежику».
Оборудование: ежик без иголок, иголки, фланелеграф.
Логопед выставляет ежика без иголок на фланелеграф.
Инструкция: ежик заболел, у него осыпались все иголки. Сидит ежик и вздыхает ш-ш-ш. Нужно его вылечить. Вспомни и назови слова со звуком [ш], тогда у ежика вырастут новые иголочки.
По мере называния ребенком слов логопед прикрепляет ежику иголки. Если ребенок называет слово без звука [ш], логопед просит исправиться.
Упражнение № 15. Игра «Построй домик мышке».
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на большом треугольнике-крыше (дедушка, шахматы, цыпленок, подушка, катушка, кукушка, заяц, кошелек, капуста, бабушка, лягушка, тележка, скамейка), игрушка мышка, фланелеграф.
Логопед предлагает ребенку построить дом для мышки. Ребенок отбирает кирпичики и прикрепляет их на фланелеграф.
Инструкция: выбери и прикрепи кирпичики и крышу с картинками, в названии которых есть звук [ш], назови картинки.
Предполагаемый результат: дедушка, шахматы, цыпленок, подушка, катушка, кукушка, кошелек, бабушка, лягушка, тележка.
Упражнение № 16. Парные картинки.
Оборудование: пары картинок, логически связанные между собой (кошка – мышка, картошка – мешок, шайба – клюшка, шарф – шапка, шофер – машина, собака – ошейник, курица – петушок, вешалка – шуба, дедушка – бабушка, каша – ложка, корзинка – вишня, платье – шкаф)
Логопед знакомит ребенка с картинками, раскладывая их парами. Потом ребенок отворачивается, а логопед убирает по одной из каждой пары (по четыре картинки). Ребенок должен назвать, какие картинки были связаны с оставленными.
Инструкция: вспомни и назови картинки, которые я убрала.
Предполагаемый результат: мышка, мешок, клюшка, шапка, машина, ошейник, петушок, шуба, бабушка, каша, вишня, шкаф.
3. Автоматизация в словосочетаниях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в словосочетаниях.
Упражнение № 1 - Игра «Рыбалка».
Оборудование: игрушка удочка с магнитом на веревочке, предметные картинки с прикрепленными скрепками, коробка.
Инструкция: лови удочкой картинки и называй, что ты поймала.
Предполагаемый результат: у меня вишенки (катушку, мышь, шубу, мешок, подушку, шкаф, кошку, кукушку, шапку).
Упражнение № 2. Игра «Дашины вещи».
Оборудование: предметные картинки.
Ребенку рассказывают о девочке Даше, у которой есть шапка, шубка, штанишки и башмаки, показывая картинки. Затем просят назвать Дашины вещи, задавая вопросы типа: что это?
Предполагаемый результат: Дашина шапка, Дашина шубка, Дашины штанишки, Дашины башмаки.
Упражнение № 3. Игра «У кого что».
Оборудование: предметные картинки, на которых нарисованы предметы белого цвета, у которых раскрашена одна часть.
Инструкция: посмотри на картинки и назови, у кого что раскрашено.
Предполагаемый результат: у шиповника шипы, у машины шины, у шкафа ножки, у мишки уши, у башни окошки, у кувшина донышко.
Упражнение № 4. Игра «Третий лишний».
Оборудование: предметные картинки.
Логопед раскладывает по три картинки. Ребенок должен выбрать из них лишнюю.
Лиса – кукушка – медведь;
Штаны – сандали – сапоги;
Ананас – банан – вишни;
Шкаф – стакан – сито;
Сок – кофе – каша.
Инструкция: выбери и назови картинку, которая не подходит.
Предполагаемый результат: лишняя кукушка, лишние штаны, лишние вишни, лишний шкаф, лишняя каша.
Упражнение № 5. Игра «Какой? Какая?».
Оборудование: предметные картинки.
Логопед показывает и называет картинки: пушистая кошка, большая шляпа, пшенная каша, сушеный шиповник, шапка-ушанка, плюшевый мишка, большая башня
Инструкция: посмотри на картинку и ответь на вопрос:
- Какая кошка?
- Какая шляпа?
- Какая каша?
- Какой шиповник?
- Какая шапка?
- Какой мишка?
- Какая башня?
Предполагаемый результат: кошка пушистая, шляпа большая, каша пшенная, шиповник сушеный, шапка-ушанка, мишка плюшевый, башня большая.
Упражнение № 6. Игра «Скажи наоборот».
Оборудование: предметные картинки.
Логопед показывает картинки, на которых изображены предметы, отличающиеся по размеру. Логопед называет один предмет, а ребенок – другой.
Инструкция: скажи наоборот.
Бабушка маленькая, а…
Дом маленький, а…
Зайчик маленький, а…
Орешек маленький, а…
Велосипед маленький, а…
Предполагаемый результат: дедушка большой, башня большая, мишка большой, шишка большая, машина большая.
2. Автоматизация в предложениях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в предложениях.
Упражнение № 1 - игра «Магазин».
Оборудование: игрушки (пушка, лиса, мишка, кубики, мышка, машина, петушок, утенок, неваляшка, шишка, кукла, танк).
Инструкция: открылся новый магазин игрушек, купи игрушки, в названии которых есть звук [ш].
Предполагаемый результат: я куплю пушку (пушку, мишку, мышку, машину, петушка, неваляшку, шишку).
Статьи по теме:
Способности и их природные предпосылки
Поблема способности к усвоению неродного, второго или иностранного языка (ИЯ) всегда волновала не только обучающихся, преподавателей, но и методистов и психологов. Этот вопрос решался по-разному, в з ...
Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об ...
Национальная доктрина развития образования и
национальная идея России
Образованная, просвещенная Россия – ядро национальной идеи России, русской идеи. Национальную идею невозможно изобрести, создать с помощью какой-либо группы ученых или «идеологов» по заказу, она скла ...