Упражнение № 1. Игра «Придумай имена куклам».
Цель: автоматизировать звук [ш] в прямых слогах.
Оборудование: куклы.
Логопед предлагает ребенку придумать имена куклам, добавив слог ша к началу слова.
Инструкция: добавь слог ша.
Лексический материал:
Па…(ша), Да…(ша), Ма…(ша), Са…(ша), Го…(ша), Ната…(ша), Лу…(ша), Андрю…(ша), Анто…(ша), Але…(ша), Ксю…(ша), Ми…(ша), Илю…(ша), Гла…(ша), Арка…(ша), Кирю…(ша).
Упражнение № 2. Игра «Божья коровка».
Оборудование: картинка с изображением божьей коровки без точек, фломастер.
Инструкция: пошел сильный дождь и смыл божьей коровке точки. Повторяй за мной слоги и после каждого ставь божьей коровке точку на спинке.
Лексический материал: ш-ша, ш-шо, ш-шу, ш-ше, ш-ши.
Упражнение № 3. Игра «Закончи слово».
Цель: автоматизировать звук [ш] в прямых слогах.
Логопед начинает слово, а ребенок заканчивает.
Инструкция: закончи слово, произнеся слог ша (ши, шу).
Лексический материал:
ка-ША у-ШИ уку-ШУ
Да-ША мы-ШИ но-ШУ
Па-ША ды-ШИ пи-ШУ
Ма-ША пи-ШИ ды-ШУ
ду-ША на-ШИ су-ШУ
Упражнение № 4. Игра «Шагаем по ступенькам лесенки».
Цель: автоматизировать звук [ш] в прямых слогах.
Ребенок повторяет за логопедом следующее упражнение: шаги на месте с произнесением слога на каждый шаг.
Инструкция: повторяй за мной.
Лексический материал:
Ша-ша-ша;
Шо-шо-шо;
Шу-шу-шу;
Ше-ше-ше;
Ши-ши-ши.
Упражнение № 5. «Разговор мышки с мышонком».
Цель: автоматизировать звук [ш] в прямых слогах.
Оборудование: картинка с изображением мышки и мышонка.
Логопед показывает ребенку картинки и показывает, как разговаривают мышка с мышонком:
- Ши-ши-ши.
- Ши-ши-ши?
- Ши-ши-ши!
- Ше-ше-ше.
- Ше-ше-ше?
- Ше-ше-ше!
- Шо-шо-шо.
- Шо-шо-шо?
- Шо-шо-шо!».
Ребенок отраженно воспроизводит слоги, изменяя интонацию.
Инструкция: повторяй за мной.
Упражнение № 6. Игра «Рисуем елочки».
Цель: автоматизировать звук [ш] в прямых слогах.
Оборудование: тетрадный лист в клетку, ручка.
Логопед показывает ребенку упражнение: рисует веточки у елки, произнося слог на каждый штрих. Затем просит ребенка повторить.
Инструкция: рисуй веточки, произнося слоги.
Лексический материал:
Ша-ша-шо;
Шо-шо-ша;
Шу-шу-ша;
Шо-шо-шу;
Ша-ша-шу;
Ша-шо-шу;
Шу-ша-шо.
Упражнение № 7. Раскладывание палочек.
Цель: автоматизировать звук [ш] в обратных слогах.
Оборудование: счетные палочки, коробка.
Логопед показывает ребенку упражнение: выкладывает по одной палочки из коробки, произнося слог на каждую палочку. Затем просит ребенка повторить.
Инструкция: выкладывай палочки на стол, произнося слоги.
Лексический материал:
Аш-аш-аш;
Ош-ош-ош;
Уш-уш-уш;
Еш-еш-еш;
Иш-иш-иш.
Упражнение № 8. Игра «Пальчики здороваются».
Цель: автоматизация звука [ш] в обратных слогах.
Логопед повторяет слоги, утрируя звук [ш]. На каждый слог выполняются движения пальцами: каждый палец правой и левой руки соединяется с большим пальцем. Начинать с указательного пальца. Ребенок повторяет за логопедом.
Инструкция: повторяй за мной.
Лексический материал:
Аш-аш-ош;
Ош-аш-аш;
Ош-ош-аш;
Уш-уш-аш;
Уш-уш-ош;
Аш-ош-уш;
Ош-аш-уш.
Упражнение № 9. Наматывание ниток на клубок.
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, где он стоит между гласных звуков.
Оборудование: клубок ниток, палочка или карандаш.
Логопед наматывает нитки на палочку, произнося слоги на каждое движение. Ребенок повторяет за логопедом.
Инструкция: делай, как я.
Лексический материал:
Аша-аша-аша;
Ошо-ошо-ошо;
Ушу-ушу-ушу;
Еше-еше-еше;
Иши-иши-иши.
Упражнение № 10. Игра «Плывем на лодке».
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных.
Логопед выполняет упражнение: на каждый слог выполняет волнообразные движения ладонью в воздухе, произнося слоги на каждое движение. Ребенок повторяет за логопедом.
Инструкция: повторяй за мной.
Лексический материал:
Шта-шта-шта-шта;
Шту-шту-шту-шту;
Шма-шма- шма-шма;
Шму-шму-шму-шму.
Упражнение № 11. Игра «Нарезаем полоски».
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных.
Оборудование: листы бумаги, ножницы.
Логопед показывает упражнение: режет бумагу на полоски, произнося слоги на каждое движение ножниц. Затем ребенок повторяет за логопедом.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал:
Шма-шмо-шму-шмэ;
Шта-што-шту-штэ;
Шпа-шпо-шпу-шпэ;
Шка-шко-шку-шкэ;
Шва-шво-шву-швэ;
Шна-шно-шну-шны.
2. Автоматизация в словах.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в словах.
Упражнение № 1. Игра «Повтори за мной».
Оборудование: мяч.
Логопед бросает ребенку мяч, называя слово. Ребенок повторяет слово и бросает мяч логопеду.
Статьи по теме:
Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического
совершенствования дошкольников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизн ...
Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполн ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твер ...