Упражнение № 2. Игра «Кто что ест?».
Оборудование: сюжетные картинки.
Инструкция: расскажи, кто что ест.
Предполагаемый результат:
Лягушка ест мошек.
Кошка ест мышей.
Маша ест кашу.
Бабушка ест плюшки.
Дедушка ест вишни.
Петушок ест пшено.
Упражнение № 3. Игра «Чего не хватает?».
Оборудование: предметные картинки с недорисованными частями.
Инструкция: художник не дорисовал картинки. Расскажи, чего не хватает у предметов.
Предполагаемый результат:
У мишки не хватает ушей;
У машины не хватает шин;
У шкафа не хватает ножки;
У бабушки не хватает ложки;
У дедушки не хватает шеи;
У башни не хватает окошек;
У башмака не хватает подошвы.
Упражнение № 4. Составление предложений по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед задает вопросы по картинкам, а ребенок отвечает полным предложением.
Инструкция: ответь на вопросы, используя картинки.
- Куда залез еж?
- Что болит у Наташи?
- Что делает Маша?
- Кого пасет пастушок?
- Какую букву пишет Наташа?
- Что делает мама?
Предполагаемый результат:
- Еж залез под шкаф.
- У Наташи болят уши.
- Маша вешает шубу.
- Пастушок пасет петушка.
- Наташа пишет букву «ш».
- Мама шьет на машине.
Упражнение № 5. «Кто что делает?».
Оборудование: сюжетные картинки.
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам:
- Что ест Маша?
- Что готовит бабушка?
- Куда залезли мышата?
- Кого вышивает Даша?
- Где висит шляпа?
- Что у девушки на лице?
- Что у Саши в ушах?
- Что штопает бабушка?
Предполагаемый результат:
- Маша ест кашу;
- Бабушка готовит лепешки;
- Мышата залезли в мешок;
- Даша вышивает кошку;
- Шляпа висит в шкафу;
- У девушки на лице веснушки;
- У Саши в ушах наушники;
- Бабушка штопает штаны.
Упражнение № 6. Беседа по прослушанному рассказу
Логопед просит ребенка внимательно послушать рассказ:
Наташа и мишка.
У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка – шапку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Паша. У Паши большая машина. Наташа и Паша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине.
Инструкция: ответь на вопросы:
- Кто у Наташи?
-Что надевает ему Наташа?
- Что надевает мишке бабушка?
- Что делает с мишкой Наташа?
- Что есть у Паши?
- На чем едет мишка?
Предполагаемый результат:
- У Наташи плюшевый мишка.
- Наташа надевает ему штанишки.
- Бабушка надевает мишке шапку.
- Наташа выходит с мишкой погулять.
- У Паши большая машина.
- Мишка едет на машине.
На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж].
Упражнение № 1. Уточнение артикуляции звука [ж].
Цель: формирование правильного положение органов артикуляции для произношения звука [ж].
Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.
Логопед предлагает ребенку произнести перед зеркалом звук [ш] и беседует с ним.
- Когда мы произносим звук [ш], какие губки по форме?
- Круглые.
- Где находится язычок?
- Вверху, за зубками.
- Какая идет воздушная струя?
- Теплая.
- Голос есть или нет?
- Нет.
- А вот у нашего нового звука [ж] есть голосок. Он жужжит, как жук.
Логопед подставляет руку ребенка к своему горлу и дает почувствовать вибрацию голосовых связок.
Упражнение № 2. Игра «Веселый жук».
Цель: добиться четкого произношения изолированного звука [ж].
Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.
Постановка звука [ж] проводится по подражанию. Логопед беседуе с ребенком.
- Как шипит гусь?
- Ш-ш-ш.
-А ты знаешь, как жужжит жук? Чтобы это у нас получилось, нужно к «шипению гуся» прибавить голос.
«Ж» как «Ш» мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко «Ж» в словах жужжит,
«Ж» как жук большой гудит.
Положи руку на горлышко себе и мне, послушай, как буду «жужжать» я, а ты повторишь. Ж-ж-ж, чувствуешь, как дрожит горлышко? Повтори.
-Ж-ж-ж.
На данном этапе коррекционная работа по исправлению сигматизма шипящих звуков была закончена.
По окончании экспериментальной части исследования был проведен контрольный этап, который заключался в проверке эффективности предложенного комплекса коррекционных мер логопедического воздействия по постановке и автоматизации звука [ш] и постановке звука [ж] у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. С этой целью проводилось повторное обследование состояния произношения звуков [ш] и [ж] с помощью тех же методов, что и на констатирующем этапе эксперимента, но применялся другой лексический материал.
Задание № 1. Игра «Повторяй-ка».
Цель: выявление произношения звуков [ш] и [ж] изолированно.
Инструкция: повтори за мной: ш-ш-ш, ж-ж-ж.
Полученные результаты показали, что изолированно данные звуки Катя произносит правильно.
Статьи по теме:
Значение и принципы изучения литературы в школе
Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывать серьезное отно ...
Театрально-творческое развитие детей с задержкой психического развития
Сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкой психического развития используют учебники и программы массовых образовательных школ, с одной сто ...
Характеристика методов и выборки исследования
правовой культура школьник воспитание Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодейст ...