Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Страница 7

Упражнение № 2. Игра «Кто что ест?».

Оборудование: сюжетные картинки.

Инструкция: расскажи, кто что ест.

Предполагаемый результат:

Лягушка ест мошек.

Кошка ест мышей.

Маша ест кашу.

Бабушка ест плюшки.

Дедушка ест вишни.

Петушок ест пшено.

Упражнение № 3. Игра «Чего не хватает?».

Оборудование: предметные картинки с недорисованными частями.

Инструкция: художник не дорисовал картинки. Расскажи, чего не хватает у предметов.

Предполагаемый результат:

У мишки не хватает ушей;

У машины не хватает шин;

У шкафа не хватает ножки;

У бабушки не хватает ложки;

У дедушки не хватает шеи;

У башни не хватает окошек;

У башмака не хватает подошвы.

Упражнение № 4. Составление предложений по картинкам.

Оборудование: сюжетные картинки.

Логопед задает вопросы по картинкам, а ребенок отвечает полным предложением.

Инструкция: ответь на вопросы, используя картинки.

- Куда залез еж?

- Что болит у Наташи?

- Что делает Маша?

- Кого пасет пастушок?

- Какую букву пишет Наташа?

- Что делает мама?

Предполагаемый результат:

- Еж залез под шкаф.

- У Наташи болят уши.

- Маша вешает шубу.

- Пастушок пасет петушка.

- Наташа пишет букву «ш».

- Мама шьет на машине.

Упражнение № 5. «Кто что делает?».

Оборудование: сюжетные картинки.

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам:

- Что ест Маша?

- Что готовит бабушка?

- Куда залезли мышата?

- Кого вышивает Даша?

- Где висит шляпа?

- Что у девушки на лице?

- Что у Саши в ушах?

- Что штопает бабушка?

Предполагаемый результат:

- Маша ест кашу;

- Бабушка готовит лепешки;

- Мышата залезли в мешок;

- Даша вышивает кошку;

- Шляпа висит в шкафу;

- У девушки на лице веснушки;

- У Саши в ушах наушники;

- Бабушка штопает штаны.

Упражнение № 6. Беседа по прослушанному рассказу

Логопед просит ребенка внимательно послушать рассказ:

Наташа и мишка.

У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка – шапку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Паша. У Паши большая машина. Наташа и Паша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине.

Инструкция: ответь на вопросы:

- Кто у Наташи?

-Что надевает ему Наташа?

- Что надевает мишке бабушка?

- Что делает с мишкой Наташа?

- Что есть у Паши?

- На чем едет мишка?

Предполагаемый результат:

- У Наташи плюшевый мишка.

- Наташа надевает ему штанишки.

- Бабушка надевает мишке шапку.

- Наташа выходит с мишкой погулять.

- У Паши большая машина.

- Мишка едет на машине.

На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж].

Упражнение № 1. Уточнение артикуляции звука [ж].

Цель: формирование правильного положение органов артикуляции для произношения звука [ж].

Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.

Логопед предлагает ребенку произнести перед зеркалом звук [ш] и беседует с ним.

- Когда мы произносим звук [ш], какие губки по форме?

- Круглые.

- Где находится язычок?

- Вверху, за зубками.

- Какая идет воздушная струя?

- Теплая.

- Голос есть или нет?

- Нет.

- А вот у нашего нового звука [ж] есть голосок. Он жужжит, как жук.

Логопед подставляет руку ребенка к своему горлу и дает почувствовать вибрацию голосовых связок.

Упражнение № 2. Игра «Веселый жук».

Цель: добиться четкого произношения изолированного звука [ж].

Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.

Постановка звука [ж] проводится по подражанию. Логопед беседуе с ребенком.

- Как шипит гусь?

- Ш-ш-ш.

-А ты знаешь, как жужжит жук? Чтобы это у нас получилось, нужно к «шипению гуся» прибавить голос.

«Ж» как «Ш» мы произносим,

Только голос в гости просим.

Звонко «Ж» в словах жужжит,

«Ж» как жук большой гудит.

Положи руку на горлышко себе и мне, послушай, как буду «жужжать» я, а ты повторишь. Ж-ж-ж, чувствуешь, как дрожит горлышко? Повтори.

-Ж-ж-ж.

На данном этапе коррекционная работа по исправлению сигматизма шипящих звуков была закончена.

По окончании экспериментальной части исследования был проведен контрольный этап, который заключался в проверке эффективности предложенного комплекса коррекционных мер логопедического воздействия по постановке и автоматизации звука [ш] и постановке звука [ж] у ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. С этой целью проводилось повторное обследование состояния произношения звуков [ш] и [ж] с помощью тех же методов, что и на констатирующем этапе эксперимента, но применялся другой лексический материал.

Задание № 1. Игра «Повторяй-ка».

Цель: выявление произношения звуков [ш] и [ж] изолированно.

Инструкция: повтори за мной: ш-ш-ш, ж-ж-ж.

Полученные результаты показали, что изолированно данные звуки Катя произносит правильно.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Значение и принципы изучения литературы в школе
Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывать серьезное отно ...

Театрально-творческое развитие детей с задержкой психического развития
Сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкой психического развития используют учебники и программы массовых образовательных школ, с одной сто ...

Характеристика методов и выборки исследования
правовой культура школьник воспитание Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодейст ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru