Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению шипящего сигматизма

Страница 3

Логопед раскладывает перед ребенком картинки и называет их.

Инструкция: выбери картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Упражнение № 7. Игра «Услышь звук».

Оборудование: картинка с изображением гуся, экран из картона.

Цель: научить выделять звук [ш] на фоне слов.

Инструкция: подними картинку, когда услышишь звук [ш].

Логопед произносит по три слова, делая паузы, в которые ребенок поднимает картинку.

Шорты – весы – журавль;

Санки – плащ – ШАРФ;

Шалаш – насос – ГРУША;

Карандаш – ежевика – цапля.

4. Развитие мелкой моторики.

Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.

Упражнение № 1. Собирание бус.

Оборудование: леска, крупные бусинки.

Инструкция: надень бусинки на леску.

Упражнение № 2. Игра «Узелки».

Оборудование: веревочка с узелками.

Инструкция: развяжи узелки на веревочке.

Упражнение № 3. Игра «Собиралочка».

Оборудование: коробок спичек.

Инструкция: собери спички в коробок.

Упражнение № 4. Пальчиковая гимнастика.

Инструкция: повторяй движения за мной.

Мышка мыла лапку

Мышка мылом мыла лапку (одной рукой «мыть» другую),

Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до

каждого пальца другой руки).

Вот намылила Большой (всеми пальцами «намыливать»

Сполоснув потом водой большие пальцы),

Не забыла и Указку (то же – с указательными пальцами),

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно (то же – со средними пальцами),

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой (то же – с безымянными пальцами)

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла (то же – с мизинцами),

Очень он боялся мыла.

Упражнение № 5. Игра «Яичко».

Оборудование: маленький резиновый мячик.

Инструкция: катай мячик между ладоней.

Упражнение № 6. Сжимание резинового кольца.

Оборудование: резиновое кольцо (эспандер).

Цель: развитие силы кистей.

Инструкция: сжимай кольцо под мой счет (до 10) (затем выполнить упражнение другой рукой).

5. Отработка опорных звуков.

Цель: отработать четкое произношение звуков [о], [т] и [с].

Упражнение № 1. «Поем песенку».

Цель: добиться четкого произнесения звука [о].

Оборудование: картинка с поющей девочки, зеркало.

Логопед показывает картинку с изображением девочки, которая поет в микрофон и говорит: «Девочка поет так: о-о-о».

Инструкция: повтори за мной.

Упражнение № 2. «Поезд».

Цель: добиться четкого произношения звука [т].

Оборудование: картинка с изображением поезда.

Логопед выполняет круговые движения руками, согнутыми в локтях и произносит звукоподражание т-т-т, изображая стук колес поезда.

Инструкция: повтори за мной.

Упражнение № 3. «Насос».

Цель: добиться четкого звучания звука [с].

Оборудование: картинка с изображением насоса, зеркало.

Логопед показывает картинку с изображением насоса и говорит: «Насос свистит так: с-с-с».

Инструкция: повтори за мной.

II. Постановка звука [ш].

Цель: добиться четкого звучания изолированного звука [ш].

Ребенку было показано, как шипит гусь, изображенный на картинке. Особое внимание обращалось на положение языка в форме ковшика, округленных губ, направление воздушной струи посередине языка. Затем давалось задание повторить звукоподражание перед зеркалом. У Кати не получилось выполнить упражнение, т. к. язык не поднимался к альвеолам, губы не округлялись, а воздух уходил в щеки, при этом слышался своеобразный хлюпающий звук. Был снова показан образец, но ничего не изменилось.

Было решено механически помочь Кате образовать нужный артикуляционный уклад, для этого использовался зонд № 5. Постановка звука [ш] с механической помощью проводилась в виде игры, чтобы ребенок не испугался зонда. Это выглядело следующим образом:

- Катя, сейчас мы с тобой будем печь блины. Открой ротик, положи язычок на нижнюю губку. Погладим язычок, чтобы он стал широким и плоским, как блинок. Подуй на него, чтобы он остыл. Еще раз испечем блинок. А теперь поможем язычку подняться к верхним зубкам (снизу нужно помочь шпателем поднять язык и придержать его), вот какой получился ковшик. Теперь сделай из губок баранку (по подражанию). Посвисти, как насос с-с-с (указательным и большим пальцами левой руки нужно слегка нажать на щеки ребенка, чтобы воздух шел через щель между кончиком языка и твердым небом, а не уходил в щеки). Вот как шипит гусь. Губки круглые, язычок наверху, воздух идет теплый, подставь ладошку и проверь.

Затем шпатель был убран, а щеки придерживала сама Катя и произносила звукоподражание ш-ш-ш. На первых занятиях по автоматизации звука [ш] Катя придерживала пальцами щеки, чтобы выдыхаемая струя в них не уходила, а потом научилась это контролировать без помощи рук.

III. Автоматизация звука [ш].

1. Автоматизация в слогах.

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Классификация музыкальных способностей, развивающихся в процессе музыкальных игр
Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее. Эта способность выражается в следующем: А) в заинтересованном, особенно ...

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...

Овладение пространственными представлениями
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Но ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru