В процессе исследования был разработан и апробирован комплекс коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих звуков у девочки пяти лет, Кати Е., с общим недоразвитием речи III уровня.
На основе полученных данных о речевом развитии Кати Е. был намечен план коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих звуков с основой на разработки следующих авторов: Фомичевой М.Ф., Волковой Л.С., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Вологодиной Н.Г., Флеровой Ж.М., Жуковой Н.С., Ткаченко Т.А. и других.
Возрастные и индивидуальные особенности, состояние интеллектуальной сферы, общее развитие ребенка, то, как он воспринимал и усваивал новый материал, отсутствие смешения шипящих звуков в речи способствовали использованию метода параллельной отработки разных по артикуляции звуков, что позволило сократить время работы.
Перспективный план коррекционной работы по исправлению сигматизма шипящих у Кати Е.
1. Подготовительный этап:
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
- выработка целенаправленной воздушной струи;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- отработка опорных звуков.
2. Постановка звука [ш].
3. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.
4. Закрепление звука [ш] в предложениях и чистоговорках, постановка звука [ж].
5. Закрепление звука [ш] в потешках и стихах, звука [ж] - в слогах и словах.
6. Закрепление звука [ш] в тексте и разговорной речи, звука [ж] – в словосочетаниях и предложениях.
7. Автоматизация звука [ж] в чистоговорках, потешках и стихах, постановка звука [ч’].
8. Закрепление звука [ж] в тексте и разговорной речи, звука [ч’] – в слогах и словах.
9. Автоматизация звука [ч’] в словосочетаниях и предложениях, постановка звука [’].
10. Автоматизация звука [ч’] в чистоговорках, потешках и стихах, звука [’] – в слогах и словах.
11. Автоматизация звука [ч’] в тексте и разговорной речи, звука [’] - в потешках, чистоговорках и стихах.
12. Закрепление звука [’] в тексте и разговорной речи.
Коррекционная работа строилась в следующем порядке: подготовительный этап, постановка звука [ш], автоматизация звука [ш]. На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж]. На каждое занятие составлялся конспект. Мною были специально подобраны и упорядочены задания для каждого этапа в соответствии с методическими требованиями, а именно: постепенно нарастала сложность заданий, лексический материал был подобран с учетом системного нарушения речи и других нарушений звукопроизношения (ротацизма и параламбдацизма), с учетом ведущего вида деятельности (в игровой форме), а также возрастных и индивидуальных, особенностей ребенка. Многие игры, взятые из периодической печати, книг и учебников по логопедии, я видоизменяла, модифицировала для данного ребенка, чтобы уровень их сложности был доступен для ребенка. Лексический материал был подобран с учетом системного недоразвития речи, что способствовало обогащению активного словаря девочки, грамматического строя речи. Кроме того, лексический материал исключал нарушенные звуки (ж, ч’, , р, р’ и л). Все это явилось особенностью дипломной работы.
В процессе коррекции возникла трудность: у девочки постоянно терялась правильная артикуляционная поза для звука [ш], поэтому на первых этапах требовалось в начале каждого занятия ее уточнять. Постепенно удалось избавиться от данной проблемы, девочка научилась сама контролировать артикуляционную позу.
Необходимо подробно рассмотреть этапы коррекции.
I. Подготовительный этап.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Цель: формировать позы и переключение движений органов артикуляционного аппарата.
Все артикуляционные упражнения выполняются по подражанию перед зеркалом с использованием картинок-символов (рис. 2).
Рис. 2
Упражнение № 1. «Заборчик».
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, укрепить мышцы губ.
Инструкция: улыбнись, покажи зубки.
Упражнение № 2. «Трубочка».
Цель: отработать движение губ вперед, укрепить мышцы губ.
Инструкция: вытяни губки вперед «трубочкой».
Упражнение № 3. «Лопатка».
Цель: выработать умение делать язык широким, распластанным.
Инструкция: улыбнись, покажи зубки, открой рот, положи широкий язычок на нижнюю губку.
Упражнение № 4. «Ковшик».
Цель: научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, укрепить мускулатуру языка.
Статьи по теме:
Виды упражнений, доступных при применении компьютерных
программ и обучающих дисков
Обучение немецкому языку требует личностно-ориентированного подхода, ведь при личной заинтересованности поддерживать общение и выполнять заданное намного легче, чем в принудительном порядке. Личностн ...
Виды деятельности, используемые на музыкальных занятиях в классах
коррекционно-развивающего обучения
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику. Занятия по музыке значи ...
Методы профессиональной диагностики и
профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи выборе профессии в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и особенностями личности, а также возможностями, которые предст ...