Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
Выявить уровень сформированности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и реализовать комплекс методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Определить эффективность разработанного комплекса в результате повторной диагностики лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выделенными задачами опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. Содержание данных этапов:
Констатирующий этап экспериментальной работы: подбор методик для исследования лексико-грамматического строя речи детей, диагностика и анализ полученных результатов; разработка комплекса методических мероприятий.
Формирующий этап экспериментальной работы: реализация комплекса в результате повторной диагностики лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста, организация взаимодействия педагогов и родителей.
Контрольный этап экспериментальной работы: диагностика лексико-грамматического строя речи детей, анализ полученных результатов, оценка эффективности проведенной работы.
На первом этапе эксперимента было проведено обследование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников.
Были использовал следующий материал:
игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка);
картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, название детенышей которых образуются при помощи суффикса – ОНОК, возможны замены картинок, но при этом название детенышей животных не должны быть из числа часто употребимых, хорошо знакомых типа "котенок");
Обследование проводится индивидуально. Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при направленном обозначении словом предмета).
Инструкция: "Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит – на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?". – "Я не козленок, я мальчик Саша. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует". Поможем козленку отгадать загадки волшебницы?"
Речь сопровождается действиями с игрушками. Педагог дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легко эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению педагога.
1. Словарь
Отгадай загадку:
"Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла".
Вот лиса давай её рассмотрим (картинка).
Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)
Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)
Лиса от погони не просто убегает, а…? Как сказать по другому?
Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая…несется, как стрела…)
Вот лиса, волк, медведь, как их назвать одним словом? (Обобщающие понятия)
2. Словообразование
Рассмотри эти картинки. Вот лиса.
Кто детеныш у лисы? А если их много?
Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?
Кто детеныш у медведя? А если их много?
У лося детеныш - … . А если их много - …
У рыси детеныш - … . детеныши -… .
3. Словоизменение
Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.
Живет под крылечком, хвост колечком.
Статьи по теме:
Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших
школьников
В системе уроков необходимо не часто, но своевременно использовать разные виды проверок (предварительную, текущую, тематическую), причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных фо ...
Методическая разработка цикла уроков по МХК на основе технологии
проблемного обучения
художественный культура проблемный обучение В этой части нашей работы мы представим цикл из трех уроков, каждый из которых в основе своей имеет метод соответствующий проблемному обучению, и которые б ...
Отражение субъективных отношений человека к
окружающему миру
На протяжении последних полутора десятилетий произошла смена господствующей парадигмы экологического образования и воспитания, что нашло свое выражение в принципиально новой постановке их целей и зад ...