Учитывая это обстоятельство, в процессе обучения нужно стремиться к тому, чтобы усвоение последовательности соответствующих числительных всегда несколько опережало ту область чисел, которая рассматривается в данный момент основательно.
Приступая к изучению первых десяти чисел, дети должны уже к этому времени более или менее уверено знать названия этих чисел, порядок их следования при счете. Забегание вперед создает условие для переноса изученных операций (операции счета предметов, присчитывание и отсчитывание по 1 и другие) на несколько расширенную область чисел. Это очень важно в качестве психологической подготовки детей к работе с большими числами.
В упражнениях, направленных на усвоение последующих чисел в натуральном ряду, специальное внимание приходится уделять гибкости в ее усвоении. Известно, что дети испытывают затруднения воспроизвести эту последовательность в обратном порядке, при выполнении заданий, требующих умений назвать ряд натуральных чисел, начиная с любого заданного, назвать число, непосредственно ему предшествующее. В результате изучения нумерации чисел дети должны не только усвоить соответствующие общие положения, но и овладеть важнейшими умениями и навыками. В учебниках математики для начальных классов намечена система упражнений, необходимых для сознательного усвоения детьми всех основных вопросов, связанных с изучением натурального ряда чисел.
В изучении нумерации чисел в пределах 10 выделяют подготовительную работу и ознакомление с соответствующими числами.
В подготовительный период, который длится в течение первой учебной недели, выполняются упражнения следующих видов:
1) счет предметов;
2) сравнение групп предметов;
3) знакомство с количественными и порядковыми значениями чисел;
4) рассмотрение порядковых отношений чисел;
5) рисование бордюров;
6) оперирование группами предметов.
На первой неделе занятий дети учатся работать со счетным материалом, с книгой. На этих уроках должно быть отработано умение вести счет различных объектов, при котором используются числа натурального ряда в пределах 10. дети должны усвоить, что, отвечая на вопрос «Сколько?», предметы можно считать в любом порядке, а на вопрос «Который по счету?» – в определенном порядке. Они должны научиться понимать термины «выше», «ниже», «направо», «налево», «справа налево» и т.п., а также выражения, отражающие порядковые отношения: «следовать за», «стоять перед», «находиться между». Дети должны научиться сравнивать две группы предметов. Формирование соответствующих умений и навыков на этих уроках только начинается, оно будет продолжено на уроках по теме «Нумерация». Эти ЗУН необходимы для перехода к изучению нумерации.
Приведем примеры некоторых упражнений, которые формируют эти умения и навыки на данном этапе.
Упражнение 1.
На наборном полотне расположены квадраты разных размеров, красного и синего цвета.
Учитель спрашивает:
- Сколько больших квадратов?
- Сколько маленьких?
- Сколько красных квадратов?
- Сколько желтых?
- Сколько квадратов на верхней полке?
- Сколько на нижней?
- Сколько всего квадратов?
Затем дети сами учатся задавать вопросы, работая по учебнику.
Статьи по теме:
Анализ результатов обследования
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием пи ...
Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в
психолого-педагогической литературе
В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодейст ...
Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
Термин эмоциональность происходит от латинского emovere и французского emotion, что значит возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной р ...