число натуральный математика начальный
Программа (традиционная) предусматривает постепенное расширение области рассматриваемых чисел. Концентризм в построении программы неразрывно связан с особенностями десятичной системы счисления и нумерации чисел.
В качестве первого такого концентра выделен «Десяток», о котором в дальнейшем пойдет речь. При изучении этой темы дети знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда и действиями сложения и вычитания в этих пределах.
На примере первых десяти чисел натурального ряда дети знакомятся с принципами его построения. Они осознают и усваивают, что для получения числа, следующего за данным, достаточно прибавить единицу к данному числу и что поэтому числа в натуральном ряду возрастают. Эти знания они применяют для сравнения чисел. Они узнают далее, что каждое число (кроме единицы) может быть представлено в виде суммы двух или нескольких слагаемых. Здесь выясняется, что каждое число может быть не только названо, но и записано, что для записи чисел существуют специальные знаки – цифры.
Все эти знания, относящиеся к нумерации, имеют общее значение, дети с самого начала должны подводиться к пониманию общности получаемых выводов.
Наряду с упражнениями, при выполнении которых дети получают число в результате счета предметов, довольно скоро включаются упражнения, которые должны показать детям получение числа в результате измерения (знакомство с сантиметром и измерением отрезка с помощью линейки).
В теме «Десяток» происходит знакомство с числом и цифрой нуль. Таким образом, уже с первых шагов дети имеют дело с расширенным натуральным рядом, хотя и знакомы еще с очень коротким его отрезком.
При переходе к рассмотрению чисел в пределах 100, 1000 и многозначных чисел каждый раз должен осуществляться перенос приобретенных ранее знаний нумерации на новую область чисел. Вместе с тем переход от одного концентра к другому всегда оказывается связанным с введением тех или иных принципиально новых для учащихся знаний.
Каждое дальнейшее расширение области чисел, как правило, всегда связывается с введением новых единиц измерения величин и установления соотношения между ними. Это создает условия, необходимые для того, чтобы подмеченная аналогия в получении чисел при счете и при измерении могла быть в дальнейшем использована.
Итак, выделение концентров в начальном курсе математики дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению вопросов, связанных с особенностями десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации чисел, закрепляя знания детей. Благодаря концентрическому построению программы возникает возможность рассредоточить трудности, в связи с чем в процессе обучения математики можно значительно увеличить долю самостоятельного участия детей в рассмотрении вопросов нумерации, которые при расширении области чисел могут быть ими усвоены на основе «переноса» приобретенных ранее знаний.
Очень важно продуманно и целенаправленно использовать в процессе изучения натурального ряда чисел наглядные пособия. Это одно из условий, помогающих сформировать у детей нужные знания, умения и навыки. Отметим другие моменты, которые должны учитываться при изучении натурального ряда чисел. Учителю следует обратить внимание на речевой опыт, которым располагают многие дети уже ко времени поступления в школу, который быстро обогащается в школьные годы. Дети легко самостоятельно подмечают принцип образования названий чисел и сами догадываются, как будут называться следующие числа (по аналогии).
Статьи по теме:
Технологическая организация самостоятельной работы студентов
Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включает в себя следующие составляющие: 1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, оп ...
Анализ изучения методики работы с детьми в детском саду
Для исследования данной проблемы нами была изучена методическая литература, выбрана и проведена одна из методик «Диагностики и коррекции художественной и декоративно-прикладной деятельности дошкольни ...
Предмет методики преподавания
МПМ – раздел педагогики, исследующий закономерности обучения математике на определённом уровне её развития в соответствии с целями обучения, поставленными обществом. Иначе говоря, МПМ – наука о матем ...