Для исследования данной проблемы нами была изучена методическая литература, выбрана и проведена одна из методик «Диагностики и коррекции художественной и декоративно-прикладной деятельности дошкольников» Юлии Гомозовой. Констатирующий эксперимент проводился с 24.09.2007г. по 28.09.2007г. Нами было обследовано 10 человек, посещающих кружок по декоративно-прикладному искусству.
Тестовые задания, а их шесть в методике, были предложены для решения детям 5-6 лет. В первом тесте «Продолжи ряд» - детям показывалась карточка, уточнялась, что в клетках сверху изображены элементы белорусского и русского узоров и предлагалось выполнить задание: продолжить ряд, заполнив пустые клетки элементами узоров, соответствующих по принадлежности тем, которые нарисованы в первых клетках каждого ряда карточки. Во втором тесте «Укрась предметы» - ребятам предлагалось рассмотреть кукол, уточнялась, какой они по характеру узоров одежде. Далее из расположенных перед ним силуэтов предлагалось выбрать по два для каждой куклы и украсить их узорами так, чтобы они подходили каждой кукле. В третьем тесте «Тарелочки для матрешек» - перед детьми расставлялись матрешки. Были приготовленные пластины и небольшие кусочки пластилина одного цвета, приспособления для декоративной лепки. Предлагалось рассмотреть самостоятельно матрешек, обратить внимание на их «одежду» и в соответствии с предложенной игровой мотивацией – у матрешек день рождения - сделать красивую тарелочку и подарить ее. В четвертом тесте «Красивые салфетки» - ребятам предлагалось рассмотреть подготовленный материал - полоски и прямоугольники из цветной бумаги для аппликации и, используя его, украсить салфетку узором, каким захотят сами, сделать салфетку красивой. В пятом тесте «Кто больше?» - перед детьми раскладывалась разноцветная бумага в виде квадратов и прямоугольников, предлагалось из сложенной бумаги вырезать много разных предметов – все, что они сами захотят. В последнем тесте «Сказочный домик» - детям предлагалось стать добрым волшебником и «оживить» домик, сделать его из скучного и некрасивого веселым и нарядным, используя разноцветную бумагу и ножницы.
Ребята слабо справлялись с предложенными тестами, иногда требовалась помощь педагога в повторном объяснении задания, они испытывали трудности при работе с ножницами. У детей наблюдалась недостаточно развитая зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, у них слабо развиты пространственные ориентировки.
Во время проведения констатирующего эксперимента внимание обращалось, как ребята выполняли задания: с каким настроением, на сколько правильно в связи с предложенными автором критериями. Все данные фиксировались в таблице 1 (см. Приложение 1).
Полученные данные обрабатывались: набранные баллы суммировалась, выводился средний балл, который соотносился с соответствующими итоговыми показателями. Нами были получены следующие результаты: с уровнем ниже среднего – 6 человек, средним обладало – 4 человека.
После обработки данных, нами были выведены в процентном соотношении следующие показатели: ниже среднего уровня – 60%, среднего – 40%.
Проанализировав навыки и умения, мы пришли к выводу: результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у 60% детей сенсомоторные навыки сформированы слабо или недостаточно.
Статьи по теме:
Социальный паспорт класса
Социальный портрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися. В группе учатся 20 человека: 11 мальчиков и 9 девочек, ...
СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), c помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, мо ...
Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независим ...