При изучении раздела «нумерация чисел первого десятка» используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего чисел.
Игра «составим поезд» наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается в результате вычитания единицы из последующего числа. Можно предложить учащимся сосчитать число вагонов слева направо и справа налево, сделав после этого вывод: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик цепляется к первому, называет свой номер, остальные составляют выражение: 1+1=2. затем цепляется третий «вагон», и все дети по сигналу составляют выражение: 2+1=3. И так далее. Потом вагоны по одному отцепляются, а класс составляет выражения вида: 3-1=2 и т.д.
В процессе игры «Угадай-ка» дети закрепляют последовательность чисел натурального ряда от 1 до 10. детям предлагают отгадать число, если оно: 1) находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (седьмое). 2) на 1 больше 5 и на 1 меньше 7. какое место занимает оно? (шестое).
Прямой порядок чисел дети начинают осваивать примерно в трехлетнем возрасте. Поэтому прямой порядок чисел усваивается ими в школе значительно легче, чем обратный. Важно, что с помощью числового ряда дети действуют с предметами: определяют численность предметных совокупностей, сравнивают их, составляют новую совокупность, равную по численности имеющейся. При этом им становится ясным смысл числового ряда как средства решения определенного вида практических, предметных задач, что способствует усвоению отрезка числового ряда. Обучение детей прямому порядку чисел обычно опирается на выполнение практических действий с предметами, что способствует усвоению отрезка числового ряда.
Иначе обстоит дела с воспроизведением обратной последовательности чисел. Приведем некоторые примеры, которые способствуют лучшему усвоению обратной последовательности чисел.
Упражнение 1. На доске 10 домиков. Им присваиваются при счете номера. Но прибить номера на дома еще не успели. В конце ряда домов почта с зайцем-почтальоном. Вот письмо в восьмой дом. Как зайцу туда попасть и не ошибиться? Выясняется, что он может прибежать к началу улицы и посчитать дома с первого, но проще посчитать дома с конца улицы.
Упражнение 2. заранее изготовляется картонная полоса с десятью карманами. Предлагается словесно пронумеровать карманы. По ходу хорового счета полоса складывается так, что первый карман оказывается внутри, а десятый – на свободном конце полосы. Далее учитель говори: «найди в седьмом кармане отгадку на мою загадку». Учитель загадывает загадку, дети говорят ответ и проверяют его карточкой в определенном кармане.
Статьи по теме:
Определение целевого компонента обучения
Организация процесса обучения, прежде всего связана с чётким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – это не что иное, как идеальное (мысленное) пр ...
Психолого-педагогические основы
взаимодействия семьи и педагога
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традици ...
Рассмотрение образовательного курса окружающего мира
В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов ...