Рисунки и рассказы учащихся 8 класса отличались большей самостоятельностью в выборе названия рисунка и темы для рассказа. Однако при анализе рисунков мы столкнулись с похожей проблемой, которую наблюдали на уроке в 6 классе. Проявляя свое творчество в текстах, школьники не уделяли внимание рисунку и использовали для изображения уже известные предметы, растения или животных, давая им новые названия (например, изображая бабочку, ученик дает ей название «крылая цветогрызка» или, рисуя мухоловку, называет ее «мухогрыз»).
Наибольшей оригинальностью отличались работы 10 класса. Все учащиеся придумали свои названия, не воспользовавшись предложенным перечнем слов. Они внимательно отнеслись к заданию и уделили внимание как рисунку и его деталям, так и подробному словесному описанию. Рисунки и рассказы десятиклассники старались вписать в единую концепцию. Изображение у них дополняло рассказ, являлось яркой иллюстрацией, подробный рассказ плавно вытекал из придуманного образа.
Отдельно остановимся на словах, придуманных школьниками в ходе выполнения упражнения. Названия существ и предметов создавались учащимися двумя способами:
1. Оригинальное соединение корня слова с аффиксами (злось, игропрыг, холодообогреватель, утешитель, телемобиплеер и др.).
2. Образования по типу «народная этимология» (собственно словотворчество) (бусенька, мухогрызка, музявка, кракозябра, ктулху, шушунька и др.).
Названия существ и предметов учащихся 6 и 8 классов были созданы в основном по первому типу, учащихся 10 класса – второму.
Визуализация звуковых и зрительных впечатлений в словесном выражении позволяет педагогу составить наиболее точную картину развития речевых способностей учащихся класса. Анализировать явление, воплощенное на бумаге, значительно легче, чем то, что произносится в устной речи.
О визуализации мы можем говорить и при описании впечатлений после прослушивания музыки. Школьники нередко в этом случае подключают свои аудиовизуальные впечатления. В науке их называют «цветным слухом». Полученные рисунки и рассказы с отраженным в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным документом, позволяющим, с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки и необычного образа неизвестного слова, а с другой, о типологических особенностях речевого развития самих учащихся.
Отметим тот факт, что методика «музыкальной графики», или «звуковой живописи» не нова для современной лингвистики. С 1962 г. «звуковая живопись» была введена в учебный курс венской Академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой институт, при котором был создан специальный музей лучших «портретов» музыки. Проведенный в этом институте анализ доказывает эффективность и перспективность методики рисования музыки в педагогике.
Итак, предложенный нами экспериментальный комплекс, состоящий из пяти уроков и направленный на диагностику и формирование различных типов синестем, является попыткой интеграции различных видов искусств на уроке русского языка с целью благоприятного развития речи, творческого и эстетического мышления.
Предложенные упражнения требовали самостоятельных действий и размышлений учащихся, что создавало условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, всех органов чувств, заинтересованности в положительном результате. Некоторые из заданий в игровой форме помогали делать восприятие музыки, живописи более чутким, развивали фантазию и воображение. Сравнительный анализ итогов, полученных на первом и пятом уроках, выявил существенный рост интереса учащихся к проблемам ощущений и восприятия при работе с произведениями живописи и текстами.
Итак, мы кратко рассмотрели некоторые упражнения из разработанного комплекса с целью анализа речевых способностей учащихся и поиска путей для дальнейшего успешного развития речи, творческого мышления и синестетических способностей.
Статьи по теме:
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке. Результаты обследования представлены в таблице № 3 . Таблица 3 Результаты состояния звукопроизношения при изол ...
Практикум. Лабораторно-практические занятия
Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач ...
Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...