Процесс познания ребенком объективного мира включает чувственное и рациональное начало. Они находятся в органических взаимосвязях. Развитие ощущений и восприятия – предпосылка к более сложным процессам умственного и эстетического воспитания.
На основе ощущений развиваются восприятие и внимание, затем память, речь, мышление и воображение. Постепенно развиваясь еще в дошкольном возрасте, они становятся основой познавательной деятельности, которая получит свое дальнейшее полноценное развитие в школьном обучении.
Недостаточный уровень развития восприятия может задерживать развитие мышления и речи, негативно повлиять на формирование системы знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Правильное понимание сущности сенсорных процессов помогает обосновать законы познания и наметить пути дальнейшего поступательного познания в науке, искусстве, практической деятельности. Знание этих закономерностей поможет целенаправленно совершенствовать процессы обучения различным наукам в школе, в том числе русскому языку.
В развитии ощущений огромную роль играют ассоциативные механизмы, являющиеся основными в речемыслительной деятельности, в настоящее время их активно изучают психолингвистика, фонетика, семантика, лексикология и др. науки.
Изучению познавательных способностей, в том числе и речевых возможностей человека, посвящены многочисленные работы по языкознанию, психологии, эстетике, антропологии и др.
Развитие научных взглядов на современном этапе лингвистических исследований привело к расширению представлений о формировании языковой картины мира человека. Большой интерес к себе вызвала проблема изучения синестезии как феномена восприятия и ощущения. В настоящее время под синестезией понимается прием, состоящий в описании ощущений, принадлежащих к одной психической модальности, с помощью лексики, используемой обычно для характеристики ощущений другой.
Проблема изучения данного явления заключается в том, что в современном языкознании до сих пор нет исследований, посвященных синестезии в целом, в некоторых монографиях, научных статьях присутствуют лишь упоминания об этом феномене без использования соответствующей терминологии, не создана полная типология синестем, не разработаны методики изучения синестезии на уроках русского языка.
Междисциплинарные подходы к синестезии находятся в настоящее время на стадии разработки: конкретные шаги к сближению осуществляются пока что главным образом в обсуждении путей взаимодействия. Вопрос об интеграции ставился в лингвистике еще в период выделения синестезии в отдельную область исследований. Достаточно глубокое обоснование необходимости подхода к изучению синестезии с междисциплинарных позиций дается в работах С. В. Воронина и Н.М. Фортунатова.
С развитием психолингвистики, фоносемантики, психологии рекламы и психологии личности появилась возможность объединить результаты исследований нескольких наук, синтезировать методы для получения совершенно новых результатов обучения различным гуманитарным предметам, в том числе русскому языку.
Наиболее подробно явление синестезии в различных аспектах рассматривали И.А. Бодуэн де Куртенэ, С.В. Воронин, Б.М. Галеев, В.П. Глухов, А.П. Журавлев, В.В. Левицкий, А.Р. Лурия, Ю.Г. Легенький, Л.П. Прокофьева, Р.О. Якобсон, Г. Браэм, О.Хавьер, D. Eagleman и др.
В начале XXI века наметились пути разработки методик, которые возможно было бы применить на уроках развития речи. Все чаще поднимается в настоящее время вопрос об особенностях формирования синестетических способностей школьников на разных этапах их речевого развития с учетом возрастных особенностей. Современные уроки русского языка все чаще строятся с учетом принципов современных образовательных модульных, коммуникативных и личностно-ориентированных технологий.
Эта актуальная проблема сейчас решается с помощью создания специальных тестов, электронных программ, сетевых ресурсов, при ознакомлении с которыми каждый желающий сможет выявить у себя определенный тип синестезии и развить его независимо от своего возраста. В учебно-методические комплексы по русскому языку (например, в учебный комплекс С.И. Львовой и В.В. Львова) включается большое количество упражнений по развитию речи, на развитие творческого мышления школьников, начиная с 5 класса. Также отметим большое количество появившихся программ элективных курсов по русскому языку, что также способствует развитию синестетических способностей школьников. Безусловно, учителю-словеснику будут интересны такие элективные курсы, как «Тайны словесного мастерства», «Слово в тексте», «Комплексная работа с текстом», «Слово Пушкина».
Перечисленные выше факторы обусловили выбор темы и гипотезу нашего исследования.
Гипотеза исследования. Применение специальных методик и упражнений по развитию синестетических способностей на уроках развития речи позволяет выявить положительную динамику в речевом развитии школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста.
Объект исследования – явление синестезии в речи школьников 6, 8, 10 классов.
Предмет исследования – динамика развития синестезии у школьников 6, 8, 10 классов.
Цель исследования – выявление особенностей развития синестезии в речи школьников 6, 8, 10 классов.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
· определить теоретико-методологическую базу исследования, проанализировать существующие в различных науках подходы к явлению синестезии;
· проанализировать типологию синестезий;
· рассмотреть принципы функционирования синестезии в речи школьников 6, 8 и 10 классов на уроках русского языка;
· разработать методику развития способностей к ситестезии и провести эксперимент по выявлению функционирования данного явления в ходе изучения школьниками 6, 8, 10 классов русского языка;
· обобщить и проанализировать полученные результаты формирующего эксперимента.
Для реализации обозначенных цели и задач были применены следующие методы исследования: анализ литературы, культурологический, сопоставительный, статистический анализ экспериментального материала, специальные психолингвистические методы (ассоциативный эксперимент, психолингвистическое исследование сформированности навыков составления речевых высказываний, метод прямого толкования слова, метод толкования понятий, психолингвистическое исследование связной монологической речи).
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования, посвященные осмыслению явления синестезии с точки зрения различных наук – философии, психологии, лингвистики, эстетики и др.
Исследование проводилось в 6, 8 и 10 классах в 2010 году на базе средней общеобразовательной школы №1 и гимназии №2 города Мурманска и включало в себя несколько этапов:
Первый этап – поисково-теоретический – характеризуется выявлением современного состояния проблемы, разработкой теоретической основы концепции исследования (2009-2011 г.г.).
Второй этап – экспериментальный, в ходе которого осуществлялось целенаправленное исследование динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов на уроках русского языка (март – ноябрь 2010 г.).
Третий этап – обобщающий. На данном этапе оказалось возможным систематизировать и обобщить результаты исследования, скорректировать и уточнить теоретические положения, а также проверить выводы, полученные на предыдущих этапах (январь – март 2011 г.).
В ходе исследования были проанализированы работы 71 учащихся, из которых 25 – работы 6 класса, 20 – 8 класса и 26 – 10 класса.
Теоретическая значимость заключается в определении уровней развития синестетических способностей у учащихся 6, 8 и 10 классов с учетом полученных данных.
Практическая значимость исследования обусловлена определением круга методов, форм и приемов изучения синестетических способностей школьников на уроках русского языка, в том числе на уроках развития речи.
По теме исследования опубликованы статьи в сборниках «Актуальные вопросы современной филологии и культурологии: Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета филологии и журналистики. – Мурманск: МГПУ, 2010. – С.124-127», «Ученые записки МГПУ. Педагогические науки: Сборник научных статей. – Мурманск: МГПУ, 2010. – С.118-125».
Цель и задачи исследования определили структуру нашей работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литератруы и приложения.
Статьи по теме:
Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи
при смешанной дисграфии
Педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду ...
Возможности развития музыкальных способностей при слушании музыки
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них», - говорил В. Г. Белинский. Умение слышать музыку и размышлять о ней, надо воспитывать в детях с ...
Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются ...