Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, на каждом из них осуществляется структурное изменение речи, совершенствование механизмов, накопление словарного запаса, овладение новыми видами и формами речи.
Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности и обогащением ее внутреннего мира.
Этапы развития речи рассматриваются параллельно с возрастными этапами, которые традиционно выделяются в возрастной психологии:
· раннее детство (1-3 года);
· детство (3-10 лет);
· подростковый возраст (11-17 лет).
Опираясь на схему периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина, перечислим и охарактеризуем все этапы речевого развития детей.
Традиционно выделяют шесть периодов речевого развития.
Предречевой. Он охватывает возраст от рождения до года. Главной задачей этапа является понимание речи как средства общения и попытка овладеть первыми звуковыми элементами.
Активный. Охватывает возраст от 1 года до 3 лет и является наиболее важным сензитивным периодом для развития речи. Предполагает развитие самостоятельной речи и увеличение словарного запаса до 1500 слов.
Структурный. Протекает в дошкольный период с 3 до 6 лет. Характеризуется освоением структуры устной речи, интериоризацией устной речи и превращением ее во внутреннюю речь. К концу дошкольного периода ребенок осваивает сложные грамматические и синтаксические конструкции.
Грамматический. Проходит в младшем школьном возрасте и характеризуется освоением устной монологической речи и письменной. Особое значение в развитии речи приобретает овладение чтением, которое способствует освоению литературных речевых оборотов, совершенствует понимание речи и построение высказываний.
Смысловой. Протекает в подростковом возрасте и отличается совершенствованием структурных элементов речи, внимание переключается на смысловую сторону речи, а виды и формы речи начинают играть служебную роль для передачи и восприятия сложного смыслового содержания. Идет обучение использованию различных приемов в устной и письменной речи, осваиваются стили, грамматические и синтаксические правила для построения письменной речи. В этот период целесообразно уделять внимание развитию творческого, словесно-логического и наглядно-образного мышления школьника.
Системный. Начинается к концу школьного обучения, когда развивается механизм понимания и использования устной и письменной речи крупными блоками, совершенствуются не только предложения, но и целостные высказывания, осваивается специфика речи различных наук, бытовой и литературной речи, а далее профессиональной. Речь выполняет развивающую функцию, функцию социализации личности. Данный этап продолжается достаточно долго, и речевое развитие не останавливается с окончанием школьного обучения.
В соответствии с этапами развития речь свертывается по мере овладения структурными элементами, а ее структурные компоненты переходят на внутренний план.
Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка. Обогащение словарного запаса, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются учителями-словесниками в процессе преподавания и методистами в теоретических исследованиях (С.И. Львовой, В.В. Львовым, Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской и др.).
Таким образом, особенности речевого развития школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста можно отразить в таблице 1:
Таблица 1
Периоды речевого развития |
Возрастные периоды |
Стадии формирования речевых механизмов |
Монологический, смысловой речи |
Младший школьный (10-13 лет) |
· Грамматика · Синтаксис · Смысловые механизмы устной и письменной речи · Стили как средства выражения |
Профессиональный, коммуникативной речи |
Младший подростковый (13-15 лет) |
Блоки как организаторы речевых высказываний |
· Старший подростковый (15-17) · Юность (17-23) |
Профессиональные шаблоны - модели |
Статьи по теме:
Регулирование и контроль над ходом учебно-познавательной деятельности
Регулирование учебно-познавательной деятельности состоит в том, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответствовала целевым установкам и задачам последнего. На регулирование учебног ...
Характеристика основных этапов изучения
математических понятий
Методика работы над определением предполагает: 1) знание определения; 2) обучение распознавания объекта, соответствующего данному определению; 3) построение различных контрпримеров. Например, понятие ...
Феномен синестезии в контексте философии, психологии и лингвистики
Осмысление феномена синестезии началось еще в античные времена с появлением первых теорий ощущений, изложенных в трудах Демокрита и Аристотеля. Аристотелем было выдвинуто предположение о физиологичес ...