Феномен синестезии в контексте философии, психологии и лингвистики

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Феномен синестезии в контексте философии, психологии и лингвистики

Осмысление феномена синестезии началось еще в античные времена с появлением первых теорий ощущений, изложенных в трудах Демокрита и Аристотеля. Аристотелем было выдвинуто предположение о физиологическом синкретизме ощущений.

Традиции ранних учений античных философов были продолжены сенсуалистами Т. Гоббсом, Д. Локком и Д. Юмом, считавшими, что объективное познание мира невозможно с помощью какого-либо одного из пяти чувств.

Подробнее способы восприятия действительности были рассмотрены Г. Гердером, Д. Дидро, об общности чувств и ассоциаций впервые выказался И. Кант. Большое внимание исследованию связей между звуком и цветом уделяли А. Лосев, Ж. Бодрийяр и Ж. Лиотар.

Богатый материал по синестезии накоплен и в психологии. Б. Г. Ананьев, В.П. Зинченко, С.В. Кравков, Э.А. Кузнецова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, П.В. Яньшин и др. в своих работах подробно рассматривают взгляды на данное явление до настоящего времени, осмысляют понятие синестезии в широком и узком смысле. Согласно широкому пониманию, синестезия – любое взаимодействие ощущений, в узком смысле – индивидуальное явление, характеризующее сенсорные переживания отдельных индивидов.

Большинство психологов убеждены, что сенсорные системы едины в своей организации, восприятие человека происходит одновременно в нескольких модальностях, и это позволяет говорить о том, что определенный тип синестезии есть почти у каждого. Синестезия понимается учеными как определенный спрессованный узел ощущений, составляющих картину мира субъекта, в том числе и языковую.

Изучением такой синестетичной картины мира занялись и представители лингвистической науки. Авторами первых исследований в данной области являются И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, М. Бреаль и др. Синестезия в языке рассматривается как словесное смешение, универсальная, когнитивная или перцептивная метафора, психофизиолингвистический феномен.

Необходимо подчеркнуть, что проблема поиска междисциплинарных подходов к феномену синестезии ставилась в лингвистике еще в период выделения этого явления в отдельную область исследований. Например, намечается такая проблематика в трудах А. А. Потебни, писавшего о сближении языкознания с психологией, при котором появляется возможность искать разрешение вопросов о языке в психологии и, наоборот, ожидать от исследований языка новых открытий в области психологии.

Однако целенаправленный поиск интегративных подходов к синестезии в языке начинается сравнительно недавно. Так, весьма глубокое обоснование необходимости подхода к изучению синестезии с междисциплинарных позиций дается в работах С. В. Воронина.

Современный исследователь Н. М. Фортунатов видит в синестезии принцип, лежащий в основе синтеза искусств, который позволит объединить теории искусств и методологии филологических дисциплин.

В ряде появившихся в последние годы работ, которые затрагивают проблему синестезии в языке, взаимопроникновение различных дисциплин настолько глубоко, что возникают определенные трудности при попытке их строгого отнесения к той или иной науке. Например, в работах Гулякова Е.Н. тесно переплетаются лингвистический, литературоведческий и педагогический подходы к синестезии. Исследования Зельмановой Л.М. помимо методики, лингвистики, представляют несомненный интерес для искусствоведения. Для современных американских, испанских и немецких психолингвистов (О. Хавьер, Г.Браэм и др.), обращающихся к проблеме языковой синестезии, характерно стремление привлечь данные, полученные в результате нейрофизиологических исследований этого явления.

Таким образом, существование различных подходов к изучаемому явлению, накопленный исследовательский материал говорят о том, что синестезия как феномен восприятия достаточно подробно изучен, однако пока еще рано говорить о единой концепции понимания синестезии как особого явления. Пока еще не создана единая классификация и нет точного определения, способного синтезировать в себе подходы психологии, философии, эстетики, лингвистики и других наук.

Статьи по теме:

Формы, виды и методы контроля результатов обучения химии
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля. Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контрол ...

Причины отклоняющегося поведения
Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению пси ...

Усвоение глухими школьниками системного устройства языка
Язык, применяемый и изучаемый учащимися, является фактором, системообразующим саму методику обучения языку. Первой особенностью языка как знаковой системы является его целостность. Все элементы языка ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru