В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и функций, своеобразен путь их формирования. Но очевидна и их обусловленность внешними воздействиями. Процесс развития ощущений осуществляется не только физиологически, но и под влиянием воздействия воспитания и обучения.
Цель данной главы – проанализировать результаты исследования динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников на уроках развития речи.
Материал получен на основе экспериментальной системы уроков русского языка в 6 классе общеобразовательной школы №1 г. Мурманска (25 учащихся), 8 классе гимназии №2 г. Мурманска (20 учащихся) и 10 классе гимназии №2 г. Мурманска (26 учащихся). В ходе эксперимента школьникам 6, 8 и 10 классов был предложен комплекс упражнений. Проанализировав результаты их выполнения, сделаем вывод об особенностях динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников разного возраста.
Развитие синестетических способностей, прежде всего, связано с умением школьника интерпретировать различные тропы и стилистические фигуры. Например, метафоры и эпитеты. Поэтому целесообразно на этапе диагностики (констатирующий эксперимент) предложить следующее задание. Учащимся раздаются таблицы, в которых перечислены метафоры и эпитеты. Учителем концентрируется внимание учащихся на необходимости правильного их объяснения. На следующем этапе диагностики ученикам предлагается выбрать из предложенных 1-2 примера словосочетаний и описать свои впечатления (см. приложение, урок №1): теплые звезды, горячий воздух, мягкий шепот, топот чугунный, мрак глаз, златоструйная вода, спелая звезда, алмазные лужи.
Предложенные метафоры и эпитеты были по-разному интерпретированы школьниками. Приведем несколько примеров.
Миша Щ., 6 класс
Мне кажется, что теплые звезды – это такие звезды, которые очень-очень близко. Они бывают на небе летом, когда тепло, когда выходишь на улицу, смотришь на луну и кажется, что можешь достать эти маленькие блестящие звездочки руками, кажется, что они очень близко, а нас самом деле до них очень далеко.
Яна С., 8 класс
Спелые звезды рассеиваются по небу каждую ночь. Они смотрят на нас и мерцают. Кажется, они улыбаются. К середине ночи спелые звезды созревают, их становится видно из каждой точки Земли. Такие ночи прекрасны. Хочется мечтать, смотреть на небо и размышлять о том, что на свете есть еще столько прекрасного, что уже видели эти маленькие огоньки, но не видели мы.
Дима Ж., 10 класс
Мне кажется, нет ничего удивительного в том, что есть на свете алмазные лужи. Они существуют, да-да . Представьте себе утро, яркое солнце, лучики, гуляющие по домам и цветам. Тепло, но солнце еще не успело высушить маленькие лужи на асфальте после вчерашнего дождя. В алмазной воде отражаются небо, тучки, плывущие куда-то, верхушки деревьев. Вода кажется чистой и прозрачной, хрустальной, сделанной из тончайшего стекла, алмазной, изумрудной. Такие картины не имеют ценности, они дарят чувство свободы и счастья…
Как видим, при интерпретации школьники всех классов сумели грамотно синтезировать возможности всех органов чувств, но на разном уровне.
Так, создавая тексты, учащиеся 6-8 классов могут идти двумя путями. Они либо полностью подражают в своем сочинении уже услышанному, используют клишированные фразы, буквально воспроизводя то, что сказано другими, либо подключают фантазию, описывая нечто, исходя из сформированной у них картины мира.
Статьи по теме:
Понятие синестезии
Процесс сенсорного развития человека начинается с ощущений. Это процесс получения информации через органы чувств. Существуют пять органов чувств, которые имеют сложное строение. Каждый из них устроен ...
Методические рекомендации по использованию мультимедийного
курса «Открытая физика»
Виртуальная лаборатория «Открытая физика» представляет собой пакет программ, оформленный в виде CD-диска и ориентированный на красочную иллюстрацию физических явлений и демонстрацию фундаментальных ф ...
Традиционная и позитивная интерпретация педагогических
проблем подростков с осложненным поведением
Прежде, чем говорить об интерпретациях педагогических проблем подростков с осложненным поведением, рассмотрим, в чем видят причины появления трудных детей педагоги образовательных учреждений и родите ...