Настя В. 10 класс
Лес начинает петь сонату, когда наступает лето. Весна уходит, уступая место молодому зеленому времени года, которое приносит с собой спокойствие и умиротворение. Восхитительные краски рождают в моем воображении звуки этой музыки. Сочные зеленые, голубые тона – цвета ясного неба и листвы, пурпурные и лимонные – цветов с бархатными лепестками, изумрудные и салатные – травы и молодых кустарников. Всё это сливается в единую неповторимую картину, которую можно увидеть только во сне. И только во сне ощутить этот незабываемый пьянящий аромат лета…
Как видим, сочинения учащихся получились разнообразными по тематике и по образному наполнению. Так, шестиклассники и восьмиклассники, описывали в основном не явления природы, ощущения или свое эмоциональное состояние, а опирались на словесное изображение предметных образов. Текст десятиклассницы Насти В., напротив, построен на ассоциативном ряду возникающих в ее сознании цветов и звуков.
По своему смысловому содержанию тексты учащихся всех классов богаты набором определенных ассоциаций. В сочинениях шестиклассников преобладают синтагматические (голубое небо, изумрудная трава) и внешние ассоциации, работы учащихся 8 класса насыщены как синтагматическими, так и звуковыми ассоциациями, в текстах 10 класса присутствуют все вышеперечисленные ассоциативные ряды, но в некоторых работах стоит отметить наличие внутренних и внешних ассоциаций, связанных с причинно-следственными отношениями (например, учащийся 10 класса Ефим Н., побывав у водопада, описывает свои воспоминания при взгляде на репродукцию картины).
Уроки № 2-4 (см. приложение) составляют основное звено в анализируемом комплексе, и каждый из них направлен на развитие одного из типа синестем. В качестве заданий учащимся предлагалось «раскрасить» буквы алфавита, дни недели, а заключительным этапом служило упражнение с применением элементов рисования. Для третьего урока нами был подобран материал, который позволил бы говорить о развитии у учащихся осложненных комбинаций ощущений. При работе с музыкальными отрывками, картинами и фотографиями необходимо было подключить все свои органы чувств для создания более эмоционального, яркого текста.
Нестандартные и яркие образы получились при работе с фотографиями. Предложенное фото клубники (см. приложение) в необычной вазе вызвало разнообразные ощущения у школьников:
Вика П. 6 класс
Клубника – моя самая любимая ягода. Мне нравится её сочный и сладкий вкус. Особенно хорош аромат спелой ягоды. На фотографии клубника кажется особенно сочной, немного прохладной и гладкой на ощупь. Так и хочется попробовать! А еще оригинальной мне показалась ваза, в которой лежат ягоды. Она привлекает внимание, поэтому картинка такая аппетитная.
Настя С. 8 класс
Очень красивая фотография, так и хочется попробовать изображенную ягоду на вкус, она кажется такой сочной, свежей. На ощупь она шершавая и холодная. Стекло вазы тоже кажется необычным, оно такое хрупкое и тонкое на вид, что страшно к нему прикасаться, чтобы не разрушить гармонию этой картины.
Женя Б. 10 класс
Сочный и сладкий вкус клубники сразу ощущается у меня во рту при виде этой фотографии. Я проглатываю ее, и на языке остается еще терпкий привкус клубничного сока. Хочется потянуться за второй ягодой, прохладной и гладкой на ощупь. Не знаю, можно ли так сказать, но изображение удивительно «вкусное». Прекрасная отборная ягода в изящной вазе привлекает к себе внимание. Прекрасно подобран фон, композиция фотографии. Мне очень нравится.
Проанализировав приведенные примеры, мы можем говорить о том, что у учащихся всех классов в той или иной мере развиты комбинации сложных ощущений, присутствуют синестетические способности, однако в силу различных причин у некоторых они недостаточно развиты. Так, значительная часть словесных ассоциаций у учащихся 6 и 8 классов обусловлена речевыми штампами, клише. Вербальные ассоциации отражают различные аспекты культурно-исторического опыта испытуемых (хрупкое стекло, гладкая на ощупь, сладкий вкус, ароматный запах и др.).
Статьи по теме:
Анализ особенностей письма ученика 3 класса
В этой главе мы рассмотрим трудности письма и их преодоление у одного ученика из коррекционного класса. Анализ трудностей письма обнаружил: 1) сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождени ...
Итоги проведенной работы по обучению аппликации из соломки старших
дошкольников
Для оценки эффективности предложенной нами методики был проведен контрольный эксперимент, для проведения которого использовалась та же диагностика, что и для констатирующего эксперимента - диагностик ...
Значение окружающей среды в развитии личности
молодого человека
Проблема подростка кроется не в слабости воли, а в слабости целей. Познавательная активность подростка (его цели) существенно ограничены рамкой классно-урочной системы школьного образования. Поэтому ...