Цель контрольного эксперимента - произвести оценку эффективности коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи,
В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Задачи контрольного эксперимента:
1. исследование особенностей овладения лексической сочетаемостью слов после проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
2. сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
В контрольном эксперименте участвовали те же дети, что и в констатирующем эксперименте: с детьми экспериментальной группы проводилась коррекционная работа по овладению лексической сочетаемостью слов, а с детьми контрольной группы данная работа не проводилась.
Результаты контрольного эксперимента представлены в приложении 4.
Методика №1. «Предикативный словарь»
Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4.1 и таблице 8.
По данным таблицы 8, в экспериментальной группе большинство дошкольников с системными нарушениями речи (7 детей) выполнило данное задание на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 2 ребенка); 1 ребенок выполнил задание на низком уровне (по данным констатирующего эксперимента — 8 детей); после проведения коррекционной работы выявлены детей с высоким уровнем - 2 ребенка. В контрольной группе большинство детей (6 человек), также как и по данным констатирующего эксперимента (7 человек), справились с заданием на низком уровне; остальные дети - на среднем уровне (по данным контрольного эксперимента - 4 ребенка; по данным констатирующего - 3 ребенка); детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.
Таблица 8
Результаты исследования по методике «Предикативный словарь» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
2 |
8 |
Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента) |
2 |
7 |
1 |
Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
3 |
7 |
Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента) |
0 |
4 |
8 |
После коррекционной работы дети экспериментальной группы стали лучше справляться с предложенным заданием. Дети подбирают более точные по смыслу глаголы. Ответы детей содержат только глаголы или словосочетания, отвечающие поставленному вопросу («кушают ложкой», «пишут кистью картины» и т.п.). Однако небольшое количество ошибок все-таки отмечается: дети подбирают глаголы в неопределенной форме или отмечаются ошибки в произношении глаголов («щетят», «шетинят» и т.п.).
Большинство детей правильно подбирают форму глагола для слов «нож» и «ножницы» - «режет» и «режут».
1 ребенок, справившийся с заданием на низком уровне, выполнил задание лучше, чем до коррекционной работы. Если во время констатирующего эксперимента он отказывался отвечать, то сейчас подбирал глаголы к некоторым словам, иногда допуская ошибки.
Таким образом, большинство детей экспериментальной группы справились с заданием на среднем уровне.
Большинство детей контрольной группы справились с заданием практически на том же уровне, что и во время констатирующего эксперимента. Они также подбирали глаголы близкие по смыслу, однако, не всегда сочетающиеся с данным существительным.
Глагол «рисует» по-прежнему подбирали к словам «ручка», «карандаш», «кисть», а глагол «режет» к словам «нож», «ножницы», «пила». Больше всего трудностей вызывают слова «молоток», «топор», «щетка».
Статьи по теме:
Технологии профилактической социально-педагогической
деятельности в работе с подростками осложненного поведения
Одним из направлений решения проблемы социально-педагогической помощи подросткам с осложненным поведением и организации системы эффективной превентивно-профилактической работы с ними является взаимод ...
Изучение уровня знаний по теоретико-литературным понятиям в лирических
произведениях у школьников среднего звена
Особенность данного исследования состоит в том, что знание теоретико-литературных понятий в лирическом произведении может быть обнаружено не сразу, поэтому выявление влияния уровня знаний теоретико-л ...
Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке
Мы изучили работу Евдокимовой Анны Игоревны, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 2, гп. Пойковский, Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Модель организации самостоятельной работы уч ...