Изучение уровня знаний по теоретико-литературным понятиям в лирических произведениях у школьников среднего звена

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Изучение уровня знаний по теоретико-литературным понятиям в лирических произведениях у школьников среднего звена

Страница 1

Особенность данного исследования состоит в том, что знание теоретико-литературных понятий в лирическом произведении может быть обнаружено не сразу, поэтому выявление влияния уровня знаний теоретико-литературных понятий за ограниченный период не представляется возможным Однако, на мой взгляд, повышение уровня сформированности знаний по теоретико-литературным понятиям при изучении лирических произведений является показателем уровня познавательной активности и степени усвоения теоретико-литературных понятий.

Это положение определило сущность опытно-экспериментальной работы.

Место проведения эксперимента – МОУ Валуйская средняя школа №1 Белгородской области.

Время проведения работы – январь-февраль 2008 года.

Объектом преобразования явились учащиеся 6 А класса в количестве 24 человек.

Предметом - познавательная деятельность учащихся на уроках литературы

Цель эксперимента – повысить уровень знания теоретико-литературных понятий с области лирики с помощью расширения содержания учебного материала по литературе.

Были определены следующие задачи:

- выявить уровень знания теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений в школе;

- установить уровень знания о понятиях, которые они изучали ранее;

- определить круг читательских интересов с учетом темы исследования;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

-анкетирование;

-беседа;

-устный опрос;

-составление таблиц;

-статистическая обработка данных;

Тип эксперимента – проведение эксперимента без контрольных групп при сравнении результатов роста зависимых переменных от начала экспериментирования до его завершения.

Вид эксперимента – естественный, чисто педагогический;

Критерием эффективности предлагаемой системы работы по литературе явились:

1. Повышение уровня знаний в области теоретико-литературных понятий, касающихся лирических произведений;

2. Активизация познавательной активности на уроках, формирующих необходимый уровень усвоения теоретико-литературных понятий;

Структура опытно-экспериментальной работы: констатирующий эксперимент (проверочный), формирующий (созидательно-преобразующий) и контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился в начале исследования с целью выявления текущего состояния уровня знаний теоретико-литературных понятий в области лирических произведений.

В ходе беседы с учителем нами было установлено, что в данном классе проводилась определенная работа по формированию теоретико-литературных понятий в области лирики: учащиеся учились определять жанры лирических произведений, искали изобразительно-выразительные средства при анализе стихотворений на уроках литературы.

С целью выявления уровня знаний о теоретико-литературных понятиях в области лирики было проведено анкетирование.

Учащимся предлагались следующие вопросы:

1. Какие вы знаете жанры лирических произведений?

2. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

3. Дайте определение этим изобразительно-выразительным средствам?

4. На примере произведений, каких авторов вы изучали изобразительно-выразительные средства, понятия о жанре и стихотворном размере лирического произведения?

Перед проведением анкетирования учащимся были даны пояснения, что такое теоретико-литературное понятие и какие понятия из области лирических произведений в него входят.

Результаты анкетирования представлены в таблице 1

На основе анализа ответов на первый вопрос можно сделать вывод, что учащиеся слабо ориентируются в жанрах лирического произведения. 7 человек (29.16%) назвали по 2 жанра лирических произведений (поэма и стихотворение).

Анализ ответов на 2-ой вопрос свидетельствует, что учащиеся плохо ориентируются в изобразительно-выразительных средствах, используемых в лирических произведениях.!5 человек (62.53%) назвали по три изобразительно-выразительных средства (эпитет, метафора и сравнение). Это связано, на наш взгляд, с двумя причинами: во-первых, учащиеся на данный момент изучили небольшое количество изобразительно-выразительных средств, а так же не разбирали подробно их функции; особенно при изучении стихотворений; во-вторых, мало проводилось внеклассных занятий по закреплению этих понятий

При ответе на 3-ий вопрос учащиеся не смогли дать четкого и ясного определения названным ранее изобразительно-выразительным средствам. Например, учащиеся дали такое определение термину "метафора": " Это слова, которые придают стихотворению особое звучание". Это означает то, что учащиеся уже не помнят четких определений и необходимо их повторить.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. А.Р. ...

Основные задачи курса «Методика физического воспитания и развития детей» в педагогическом колледже
Пидкасистый П.И. (1996) говорил, что совершенствование деятельности специалиста по физической культуре во многом зависит от качества его профессиональной подготовки в колледже или вузе. Основополагаю ...

Анализ изучения методики работы с детьми в детском саду
Для исследования данной проблемы нами была изучена методическая литература, выбрана и проведена одна из методик «Диагностики и коррекции художественной и декоративно-прикладной деятельности дошкольни ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru