Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий – одна из важнейших задач изучения литературы в школе, та как правильное понимание теории литературы обеспечивает полное и правильное формирование представления о литературе у учащихся
В исследовании мы решили сузить тему до изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях. Мы сделали это по двум причинам: во – первых – лирика богата теоретико-литературными понятиями в области изобразительно-выразительных средств; во-вторых, при изучении лирических произведений ученики намного легче усваивают теоретический материал, чем во время изучения других жанров литературы.
Объяснению этих понятий, на наш взгляд, уделяется мало внимания на уроках литературы. Применению и закреплению их на практике так же не уделяется достаточное количество времен
Эта работа зачастую сдерживается отсутствием, как четких теоретических ориентиров, так и недостатком пособий, конкретных методических рекомендаций с описанием приемов и форм работы с теоретико- литературными понятиями на уроках литературы, а так же их разрозненность. В тех же редких случаях, когда вниманию заинтересованных проблемой учителей предлагается описание опыта использования данного материала на уроках, в представленных методических материалах далеко не всегда прослеживается система. Эти рекомендации касаются среднего звена школы, в котором проводилось исследование. Несмотря на несомненную важность поднятой проблемы, в используемых материалах отсутствует четкая организация, необходимая для достижения цели. Этим и определяется значимость нашего исследования.
Основная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования теоретико-литературных понятий в лирических произведениях на уроках литературы для духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена.
В дипломной работе мы выявляли возможности использования дополнительного теоретического и практического материала по теоретико-литературным понятиям, касающихся лирических произведений.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:
1.) Изучить педагогическую и специальную литературу по данной теме;
2.) Дать анализ учебных программы по литературе с точки зрения темы исследования;
3.) Показать значение формирования у учащихся системы теоретико-литературных понятий;
4.) Определить основные направления применения дополнительного материала для конкретизации и обобщения теоретико-литературных понятий на уроках литературы;
5.) Разработать методические приемы, имеющие практико-ориентировочный характер: тематическое планирование с включением компонентов, направленных на более подробное изучение теоретико-литературных понятий; фрагменты уроков;
6.) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования изучения теоретико-литературных понятий для общего понимания школьного курса литературы;
Объект исследования: процесс обучения на уроках литературы;
Предмет исследования: методы и приемы, используемые для повышения уровня знаний о теоретико-литературных понятиях у подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений будет эффективно при соблюдении определенных условий, к которым относятся:
- правильный отбор содержания материала;
- определение места использования теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений;
- соотношение материала о теоретико-литературных понятиях с содержанием темы урока;
При работе над задачей использовались теоретические и практические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- педагогический эксперимент;
Работа проводилась в несколько этапов:
Первый этап был посвящён изучению психолого-педагогической и литературоведческой литературы;
На втором этапе проводилась работа по изучению состояния проблемы в практике работы в школе.
Третий этап – разработка фрагментов уроков с включением материала по обобщению и конкретизации теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.
Теоретическое значение работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по заявленной теме.
Практическая значимость работы в том, что разработка тематического планирование уроков литературы с включением компонента обобщения и систематизации теоретико-литературных понятий, составлены фрагменты уроков литературы с включением материалов, касающихся более подробного изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях, которые могут быть основой для творческого использования в практике работы в школе.
педагог знание школьник литературный
Статьи по теме:
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...
Экспериментальное изучение содержания и методики
национального воспитания младших школьников
Цель данного этапа: изучить возможности организации национального воспитания в начальной школе. База исследования Исследовательская работа была проведена в школе № 50 в 4 «А» и 4 «В» классах (50 учащ ...
Число как мера величины
Развивающее обучение – деятельностный подход организации детей на уроке, о развитии интеллектуальных умений и мышления, о повышении уровня владения учащимися родным языком. Одна из важных особенносте ...