Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
А.Р.Лурия в работе "Очерки психофизиологии письма" определяет следующие операции письма. Процесс письма начинается с побуждения, мотива. Человек знает, для чего пишет, мысленно составляет план письменного высказывания, начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения, предложения разбиваются на составляющие их слова, затем совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов проводится звуковой анализ слова (проговаривание). Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Затем следует моторная операция письма — воспроизведение движением руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляющийся по мере написания букв и слов, зрительным контролем, чтением написанного.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом, т.е. к дисграфии.
Дисграфия — это специфическое, избирательное расстройство. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. Ее наличие не означает снижение обучаемости вообще. Страдают вполне определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма проявляется в наличии особых или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, неполно усвоившим программный материал.
Характеристика специфических ошибок письменной речи.
1. Ошибки на уровне буквы и слога:
1.1. Пропуски букв и слогов. Они говорят о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов. Чаще всего пропускаются буквы, которые обозначают гласные звуки, например, "рак" — "рк", "рыба" — "рба", "корова" — "крва". Буквы, которые обозначают согласные звуки, часто пропускаются при стечении согласных в слове, например, "стол" — "сол", "скрипка" — "скипка".
1.2. Вставление лишних букв в слово. Чаще всего это случается при стечении согласных, например, "тигр" — "тигар", "зубр" — "зубер".
1.3. Перестановки букв и слогов, например, "дрова" — "двора", "вертолёт" — "ветролёт".
1.4. Застревание на определённых буквах и слогах, например, "ходила" — "ходидила", "дерево" — "девево".
1.5. Замены букв. Указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:
при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных, "лифт" — "ливт", "любит" — "лубит". Очень распространённым является смешение свистящих и шипящих звуков, "старушка" — "старуска", "железо" — "зелезо";
Статьи по теме:
Методика решения задач на построение
Суть решения задачи на построение состоит в том, что требуется построить наперед указанными инструментами некоторую фигуру, если дана некоторая фигура и указаны некоторые соотношения между элементами ...
Сюжетно-ролевая игра – это игры , которые придумывают сами
дети
В них отражаются их знания, впечатления представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет содержание роли. Дошкольное детство - от 3 ...
Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных
учреждений
Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения. За 30 л ...