Пo данным контрольного эксперимента, у детей экспериментальной группы показатели улучшились. Они отвечали, старались найти подходящее общее для двух предложенных слов. Хотя порой испытуемые называли слова, подходящие по смыслу только к одному из слов (собака и кошка — «мяукает и гавкает»).
Также отмечались повторы слов за экспериментатором (шумит и дует -«шумит»). Также в случае с глаголами «льется — журчит» наблюдались неточности в подборе слова (река, море, ручей), с существительными «снег -дождь» - падает.
Все дети смогли подобрать правильно существительное к словам «светит - греет». Практически все дети правильно сказали, что «одевается -обувается» (мальчик, девочка, я, бабка). Только один ребенок сказал, что это делает собака.
Таким образом, большинство детей экспериментальной группы после проведенной коррекционной работы справились с данным заданием на среднем уровне.
У детей контрольной группы данное задание так же, как и по данным констатирующего эксперимента, вызвало значительные затруднения.
Отмечается меньше ошибок при назывании глагола (например, «ести). Однако в ответах по-прежнему присутствуют не те части речи, которые задаются вопросом. Например, когда задается вопрос «что делают?», дети отвечают существительным. Меньше трудностей вызвали следующие пары слов: «кошка — собака», «светит — греет», «одевается — обувается». Однако у данной группы детей много отказов от ответов. Дети часто молчат в случае незнания ответа или говорят «не знаю».
Таким образом, большинство детей контрольной группы также справились с данным заданием на низком уровне.
Методика №5. «Добавление последнего слова в предложении»
Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4,5 и таблице 12.
По данным таблицы 12, в экспериментальной группе большинство дошкольников с системными нарушениями речи (7 детей) выполнило данное задание на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 4 ребенка); детей с низким уровнем выполнения задания не выявлено (по данным констатирующего эксперимента - 6 детей); после проведения коррекционной работы выявлены детей с высоким уровнем - 3 ребенка. В контрольной группе большинство детей (6 человек) справились с заданием на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 4 человека); 4 ребенка - на низком уровне (по данным констатирующего эксперимента - 6 детей); детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.
Таблица 12
Результаты исследования по методике «Добавление последнего слова в предложении» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
4 |
6 |
Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента) |
3 |
7 |
0 |
Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
4 |
6 |
Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента) |
0 |
6 |
4 |
После коррекционной работы дети лучше справлялись с заданием. Однако не все дети смогли правильно закончить предложение. Особенно это связано с предложениями: «Солнце светит .», «Кофта шерстяная, а шуба .», «Молоко жидкое, а сметана .», «Лимон кислый, а мед …». Только дети с высоким уровнем смогли справиться с данными предложениями. Они правильно подбирали слова, точные по смыслу.
У части детей, однако наблюдаются ошибки при подборе слов. Например, слова «очень сильно» лексически не сочетаются с словами «Солнце светит…». Некоторые вместо признака, выражающего материал изделия (меховая), называют его качество (мягкая, красивая). Одним из трудных слов является «густая».
Статьи по теме:
Причины отклоняющегося поведения
Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации
детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению пси ...
Методика решения задач на построение
Суть решения задачи на построение состоит в том, что требуется построить наперед указанными инструментами некоторую фигуру, если дана некоторая фигура и указаны некоторые соотношения между элементами ...
Особенности овладения лексической сочетаемости слов детьми дошкольного
возраста с системными нарушениями речи
Логопедическая наука и практика в настоящее время ориентируются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов логопедического воздействи ...