В контрольной группе дети справились на том же уровне, что и по данным констатирующего эксперимента; 3 ребенка — на среднем уровне, 7 детей — на низком уровне, детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.
Таблица 10
Результаты исследования по методике «Атрибутивный словарь» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
2 |
8 |
Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента) |
2 |
7 |
1 |
Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
3 |
7 |
Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента) |
0 |
3 |
7 |
В экспериментальной группе данное задание по-прежнему оказывается достаточно сложным. Дети допускают меньше ошибок. Отмечается меньше отказов отвечать.
Хотя одним из наиболее часто называемых признаков является цвет. Дети правильно согласуют признак с названием объекта в числе, роде. Называние цвета соответствует объекту (например, море, небо — синее, голубое; травка - зеленая и т.п.). Дети больше стали использовать оттенки при назывании цвета: например, голубой.
При назывании величины объекта дети не всегда находят точное по смыслу определение: дорога большая. Чаще дети стали использовать притяжательные местоимения: мой город, мой тигр.
В ответах детей появились прилагательные: сказочный, игрушечный и т.д. Машина, например, бывает не только какого-то определенного цвета, но и красивая, грузовая.
Таким образом, большинство детей экспериментальной группы справились с данным заданием на среднем уровне.
Качественно ответы детей отличаются, по сравнению с данными, полученными в процессе констатирующего эксперимента. Дети старались ответить на полученный вопрос. Хотя предложенный ответ не всегда содержал признак объекта, наблюдались предложения (Море - «Я был на море»), повторы существительного (Дорога - «дорога»). Позитивным моментом является то, что появились прилагательные, обозначающие материал (Машина - «железная»). Подобранные детьми прилагательные не всегда сочетались с предложенным существительным по смыслу (Зайчик -«большой» и т.п.).
У одного ребенка отмечается застревание на одном слове. Подобрав к слову «море» прилагательное «синее», ребенок употреблял его по отношению к остальным существительным.
По-прежнему к слову «город» никто не смог подобрать правильного определения.
Таким образом, большинство детей контрольной группы также справились с данным заданием на низком уровне.
Методика №4. «Добавление одного общего слова к двум словам»
Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4.4 и таблице 11.
По данным таблицы 11, в экспериментальной группе большинство дошкольников с системными нарушениями речи (6 детей) выполнило данное задание на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 1 ребенок); 1 ребенок выполнил задание на низком уровне (по данным констатирующего эксперимента - 9 детей); после проведения коррекционной работы выявлены детей с высоким уровнем — 3 ребенка. В контрольной группе большинство детей (6 человек), также как и по данным констатирующего эксперимента (8 человек), справились с заданием на низком уровне; остальные дети — на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 2 ребенка, по данным контрольного эксперимента - 4 ребенка); детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.
коррекционный логопедический нарушение речь
Таблица 11
Результаты исследования по методике «Добавление одного общего слова к двум словам» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
1 |
9 |
Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента) |
3 |
6 |
1 |
Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента) |
0 |
2 |
8 |
Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента) |
0 |
4 |
6 |
Статьи по теме:
Лексические игры
лексический навык иностранный игра Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удов ...
План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему: "Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»" Цели урока: 1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; ...
Проверка динамики формирования знаний по теоретико-литературным понятиям на
контрольном этапе
На этапе контрольного эксперимента основной целью являлось уточнение результатов проведенной работы, подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования. Проверка эффективности использования доп ...