Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке

Статьи о педагогике » Организация самостоятельной работы учеников на уроке русского языка » Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке

Страница 1

Мы изучили работу Евдокимовой Анны Игоревны, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 2, гп. Пойковский, Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка», которая позволяет нам не только учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и формировать у них различные ключевые компетенции, необходимые им в дальнейшей жизни: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую, коммуникативную, личностного самосовершенствования.

Рассмотрим «Модель организации самостоятельной работы учащихся на уроке».

Начальный этап представляет собой самостоятельную актуализацию знаний и умений учащихся по теме урока и носит диагностический характер. На заготовленных заранее рабочих картах урока учащиеся фиксируют то, что уже знают по изучаемой теме. Это необходимо для продвижения учащихся к новым знаниям. Но не все ученики могут самостоятельно вспомнить изученный когда-то материал, поэтому им предлагается дифференцированная помощь №1 или №2 (1 уровень - помощь №1, 2 уровень - помощь №2), которую выбирают сами учащиеся.

Итогом работы данного этапа является монологический ответ одного из учащихся на основе заполненной графы №1 карты и самооценка в Листе учёта ЗУН. Рефлексия, самооценка дисциплинируют учащихся, дают возможность ребёнку отслеживать свою деятельность на уроке и оценивать её.

1 этап формирует у учащихся умение ставить конкретную цель перед собой на уроке. Отталкиваясь от полученных ранее знаний по изучаемой теме и используя программные требования (базовые знания, умения и навыки), каждый ученик способен понять, какую минимальную цель можно поставить перед собой при изучении данной темы. Чтобы проверить правильность своей работы, учащиеся могут сравнить её с соседом по парте, потом по образцу учителя.

2 этап – это этап первичного усвоения новых знаний. Изложение и изучение материала может быть осуществлено разными способами.

Один из способов - краткое изложение материала учителем, ориентированное на наиболее сложное или главное в нем, с последующим углублением самими учащимися при помощи дополнительных средств обучения. Такой способ активизирует деятельность учащихся, которая будет способствовать формированию ряда ключевых компетенций. В частности, информационной компетенции, т.к. подразумевается разного рода работа учащихся с информацией. Кроме того, происходит планирование учащимися свой деятельности, анализ материала и другие действия, входящие в учебно-познавательную компетенцию. Разделив теоретический материал на части, можно организовать работу в парах, что приведет к формированию коммуникативной компетенции. Такой способ изложения очень эффективен на начальных стадиях перехода к АСО.

Другой способ связан с коллективным изучением материала самими учащимися с помощью различных средств обучения. Учитель напрямую не принимает участия в изложении материала. Материал делится между учащимися группы, изучается ими, а затем излагается и обрабатывается в статической, динамической или вариационной парах. Активность учащихся здесь выше, чем в предыдущем способе, что приведет к формированию тех же ключевых компетенций на более продвинутом уровне. Повышенная степень ответственности за собственные действия перед собой и перед другими, примерка новых социальных ролей способствует к тому же формированию социально-трудовой компетенции.

Третий способ - самостоятельное изучение учащимися материала. Понятно, что умение самостоятельно работать с информацией - одна из важнейших ключевых компетенций. Осуществление такой работы будет полезно для формирования информационной и учебно-познавательной компетенции.

Приведенные способы изложения и изучения материала расположены по степени возрастания самостоятельной деятельности учащихся. Но это не значит, что в результате мы должны перейти только к самостоятельному изучению материала учащимися. Выбор способа обусловлен степенью сложности материала.

Особое внимание уделяется систематическому включению механизмов активизации умственной деятельности учащихся через проведение обучения обобщениям и схематизации.

Заканчивается данная работа самопроверкой (или взаимопроверкой) по образцу и оцениванием.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности
Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека. Леонтьевым также была ...

Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий
Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в о ...

Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru