Психолого-физиологические особенности учеников младшего школьного возраста

Страница 1

Поскольку предметом исследования данной работы являются игровые приемы, используемые для формирования активных лексических навыков на уроках немецкого языка в младшей школы, стоит сначала сделать обзор особенностей психологического развития детей младшего школьного возраста.

В тексте нашей работы мы взяли за основу возрастную периодизацию Эльконина Д.Б. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития можно разделить на следующие этапы:

1. дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет);

2. младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый – пятый классы школы);

3. средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Нас интересует период младшего школьного возраста 6 – 11 лет. Именно этот период характеризуется готовностью детей к обучению и сменой ведущей деятельности - с игровой на учебную деятельность. Впоследствии учебная деятельность будет влиять на характер трудовой и игровой деятельности ребенка.

В своих трудах Эльконин Д.Б. отмечает, что именно в этот период у детей происходит возрастание познавательной потребности. Эльконин Д.Б. писал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками, подчиняться правилам. Это становится заметно по изменениям в игре детей этого возраста: теперь на первое место выносится соблюдение правил и установок игры.

Одним из важных изменений в этот период детского возраста становится изменение социальных отношений вежду ребенком и взрослым. В школе возникает новая структура этих отношений. Система "ребенок - взрослый" дифференцируется:

1. ребенок – взрослый

2. ребенок – учитель

3. ребенок – родитель

4. ребенок - дети

Впервые отношение "ребенок - учитель" становится отношением "ребенок - общество". В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Какое-то время дети стараются четко выполнять требования учителя. Но, если учитель сам будет пренебрегать правилом, то для детей это правило будет нарушено изнутри. В это время ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к детям. Эта новая для ребенка социальная ситуация тесно связана с новой ведущей деятельностью этого возрастного периода – учебной.

В этот период происходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка: его тело и органы начинают бурно расти, являясь следствием резкого эндокринного сдвига (7 лет). Параллельно с этим совершенствуется работа головного мозга младшего школьника. И, хотя, к 7 годам кора полушарий головного мозга ребенка является почти зрелой, важные специфические отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности еще не завершили свое формирование (формирование завершается к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры является недостаточным. Это несоответствие ярко выражается на особенностях поведения младших школьников: они легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности
Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека. Леонтьевым также была ...

План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему: "Закрепление темы «Бессоюзное сложное предложение»" Цели урока: 1)систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; ...

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru