Психолого-физиологические особенности учеников младшего школьного возраста

Страница 2

Но, несмотря на данные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический кризис способствует более успешной адаптации ребенка к, новым для него, школьным условиям.

Таким образом, центральными новыми образованиями младшего школьного возраста является:

1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий;

3. Развитие нового познавательного отношения к действительности;

4. Ориентация на группу сверстников.

Иногда младшие школьники не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, сходные предметы. Это связано с возрастной слабостью аналитических функций при восприятии. Для восприятия учащихся младших классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты и их свойства, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию

Следует отдельно рассмотреть особенности развития мышления младших школьников, так как эти особенности важно учитывать при построении учебного процесса на уроке иностранного языка.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Согласно терминологии Ж. Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях.

В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления.

Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Но, как в своих трудах отмечает Зимняя И.А., дети младшего школьного возраста в своих высказываниях достаточно неполно раскрывают связи между явлениями, часто не высказывают личностного отношения к высказываемым мыслям. И, хотя, они практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям, в своих высказываниях они отдают конкретным суждениям большее предпочтение, чем теоретическим. Дети часто не следят за логикой последовательности своей мысли, что отражается в не всегда последовательных высказываниях. Рассуждение они заменяют применением готового известного правила, хотя в процессе школьного обучения у них развивается способность самим строить рассуждения, делать умозаключения, развивается планирующее мышление.

Собственные высказывания детей младшего школьного возраста часто эгоцентричны, построение идет от частного к общему, ребенок воспринимает себя центром рассказа.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...

Задачи по теме «Многоугольники» в материалах ЕГЭ по математике
Задачи по теме «Многоугольники» традиционно встречаются на выпускных экзаменах и в 9 классах и в 11 классах. С 2008 года математика включена в список предметов, по которым государственная итоговая ат ...

Особенности использования компьютера в учебном процессе
Стратегия модернизации российского образования предусматривает приоритетность использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также усиление практической ориентации и инструментал ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru