В предыдущих заданиях нужно было найти общие понятия к одному слову (более частному). А теперь нужно придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные существенные признаки понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Попробуйте обобщить следующие пары понятий.
1. Окунь – карась |
рыбы |
2. Метла – лопата |
инструменты |
3. Лето – зима |
времена года |
4. Июнь – июль |
летние месяцы |
5. Нефть – торф |
топливо |
6. Собака – пчела |
живые существа |
7. Трава – гриб |
растения |
8. Нож – ложка |
столовые приборы |
9. Дом – дача |
здания, жилище |
10. Автомобиль – поезд |
транспорт |
11. Нога – рука |
конечности |
12. Сапоги – туфли |
обувь |
13. Пушкин – Лермонтов |
поэты |
14. Конфета – торт |
сладости |
15. Глаза – уши |
органы чувств |
16. Природоведение-математика |
учебные предметы |
17. Плюс – минус |
математические знаки |
18. Уменьшаемое – вычитаемое |
математические понятия |
19. Точка – запятая |
знаки препинания |
20. Дождь – снег |
осадки |
21. Метр – сантиметр |
единицы измерения |
22. Сумма – разность |
результаты математических действий |
23. Скорость – время |
характеристики движения |
24. Торф – уголь |
полезные ископаемые |
25. Солнце – Луна |
небесные тела |
26. Повесть – рассказ |
литературные произведения |
27. Делимое – делитель |
математические понятия |
28. Треугольник – пятиугольник |
геометрические фигуры |
Пары понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно.
Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, родовым, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, видовым. Этот тип отношений между понятиями называется род – вид.
Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то предмет, вещь, явление, а другое понятие обозначает часть этого предмета, вещи, явления. Так, понятие дерево обозначает нечто целое, а понятие корень – часть этого целого. Такое отношение называют отношением целое – часть.
Статьи по теме:
Педагогика как искусство
Итак, мы находим, что те различия между наукой и искусством, на которые указывают (между прочим, Милль и за ним Ушинский), в значительной степени неправильны, что на основании этих различий нельзя пр ...
Анализ изучения методики работы с детьми в детском саду
Для исследования данной проблемы нами была изучена методическая литература, выбрана и проведена одна из методик «Диагностики и коррекции художественной и декоративно-прикладной деятельности дошкольни ...
Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметро ...