· способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положении. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход;
· потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программам через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
· способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного;
· обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Значительная часть проблем детей с высоким интеллектом в обычном классе определяется тем, что они легко справляются с учением и поэтому могут не привлекать к себе внимания, создавая у учителя впечатление, что их интеллектуальные потребности удовлетворены. Однако неожиданный бунт ученика или жалобы родителей могут обнаружить, что это далеко не так.
Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний!
Обогащение дифференцируется на "горизонтальное" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам.
Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся.
Проблемный подход к обучению школьников безотносительно к их уровню интеллектуального развития представлен в работах А.М. Матюшкина.
Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:
· выявить проблему;
· проанализировать различные варианты ее решения;
· оценить достоинства каждого варианта;
· обобщить все найденное и т.д.
Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.
Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей.
Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д.
Статьи по теме:
Понятие и виды дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый п ...
Трудности профессионального самоопределения
В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе лежит несколько групп противоречий: противо ...
Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...