Трудности профессионального самоопределения

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии.

В основе лежит несколько групп противоречий: противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы; между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей; между интересами и способностями; между особенностью здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; не умение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; подчинение «давлению» со стороны окружающих.

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А.Климовым. Он выделяет типы:

1) низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;

2) заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;

3) заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

4) завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

5) завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.

В устранении этих трудностей могут помочь педагоги, психологи, врачи, работники образования, экономисты, социологи, а также средства массовой информации.

Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности человека в целом совпадают с требованиями профессии.

Проблема профессионального самоопределения была и остается в большинстве случаев актуальной как для молодежи, так и для уже сформировавшихся специалистов. Человек развивается, вместе с ним развиваются и изменяются его профессиональные планы и предпочтения.

На каждом этапе этого профессионального пути могут возникать разнообразные трудности, связанные и с личностными особенностями человека, и с ситуацией на рынке труда, и с внешними обстоятельствами жизни данного человека.

Подобные затруднения могут быть незначительными, а могут существенно отразиться на всем жизненном пути самоопределяющегося субъекта. Именно поэтому необходимо изучать проблему профессионального самоопределения, знать особенности этого процесса с различных точек зрения, чтобы снизить ее актуальность и распространенность.

Статьи по теме:

Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В мире сохраняется тенденция рождения детей с различными нарушениями. В нашей работе мы решили рассмотреть такую проблему как формирование познавательной активности у детей с задержкой психического р ...

Управление окружающим миром
Управление окружающей средой рассматривает проблемы окружающей среды совместно с процессом длительного развития. Правильное управление достигается при рациональном использовании ресурсов и их охране, ...

Игра. Функции игры на уроке иностранного языка
Как писал Ф. Шиллер: «в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества». Задача учителя иностранных языков сд ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru