Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Комплекс методик по изучению осложненного поведения подростков

Страница 4

Предлагаемые методы изучения трудных детей и подростков весьма относительны. Идеальная систематизация невозможна вообще, так как личность человека чрезвычайно сложна. Поэтому главная задача любого исследования - выявление ведущих свойств личности и выбор соответствующих им главных направлений работы.

Схема изучение личности трудного ребенка включает в себя ряд показателей. Среди них можно выделить:

Общие сведения о ребенке.

Состояние здоровья, особенности физического развития, его соответствие возрасту.

Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; идеалы, ценности). Для ее изучения можно использовать методику "Ценностные ориентации" М. Рокича. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - это убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные - убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Самооценка (адекватность, уровень притязаний и т.д.). Изучить самооценку можно с помощью методики Дембо-Рубинштейна. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Темперамент исследуется по методике В.М. Русалова "Определение свойств темперамента". С ее помощью можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. В данной методике отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общении по каждому из перечисленных выше свойств.

Характер (положительные и отрицательные черты, акцентуации характера и т.д.). Для диагностики типа акцентуации личности предназначен тест-опросник "Методика изучения акцентуаций личности" К. Леонгарда - С. Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными".

Особенности эмоционально-волевой сферы. Для ее изучения можно использовать опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Этот бланковый тест, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Характеристика межличностных взаимоотношений личности. Цветовой тест отношений (ЦТО) − является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, та и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Методической основой ЦТ0 является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и самому себе отражается в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Описание диагностических методик
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог ...

Методика проведения дидактических ир.
Предлагаем общие методические советы, необходимые для проведения игр: 1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного разв ...

Широкое использование коллективной предметно-практической деятельности в обучении глухих детей
В сурдопедагогике доказана значимость групповых форм деятельности, и особенно предметно-практической деятельности, для интенсификации речевого развития глухих школьников, начата разработка методики о ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru