− продумывание фиксации результатов наблюдения (таблицы, схемы, дневник и т.д.);
− определение вида наблюдения: непосредственное или опосредованное (косвенное), длительное или кратковременное, открытое или скрытое.
Для комплексного подхода к изучению личности подростка с осложненным поведением социальный педагог в своей работе может использовать метод социометрии. Этот метод позволяет на основе опросов, а также фиксации поведения определить характер взаимоотношений в коллективе. Социометрия как метод эффективна для изучения коммуникативных свойств личности. Достоинство ее в том, что она проста, не требует специальной аппаратуры. Процедура социометрического опроса занимает мало времени, она предполагает, что: исследователь знакомится с коллективом и выбирает ситуацию, в которой был бы уместен социометрический опрос; адекватно ситуации исследователем устанавливаются критерии, направленные на практический выход (например, напишите фамилию одноклассника или укажите, с кем бы вы хотели сидеть либо выполнять порученное задание); за социометрическим опросом должны последовать конкретные практические действия, связанные с заданием.
Исследователи рекомендуют осторожно относиться к отрицательным выборам подростков (отвержению). В каждом конкретном случае этот вопрос целесообразно решать индивидуально. Порой это зависит от условий, места, времени, характера отношений внутри коллектива, а также между коллективом и опрашивающим. Социальный педагог, используя метод социометрии, должен учитывать и то, что если между ним и коллективом отношения не сложились, его должен заменить авторитетный для данной группы человек. Социометрический опрос дает возможность удостовериться, почему одним ребятам отдается предпочтение, другим нет, как помочь подростку наладить отношения в коллективе, с кем и в какие контакты он вступает, не получая признания в своем коллективе. Метод социометрии эффективен тем, что он позволяет сравнительно легко и быстро сориентироваться во внутригрупповых отношениях.
В процессе изучения личности подростка с осложненным поведением, уровня его социальной зрелости и воспитанности результативны методы анкетирования и интервьюирования, мониторинга.
Анкетирование − метод массового сбора материала с помощью анкеты. Как метод социально-педагогической диагностики анкета может использоваться при изучении коллективного мнения, оценке определенных событий в поведении воспитанников, выявлении характера взаимоотношений между ними, окружающей средой, а также для определения отношения отдельных ребят к различным видам деятельности и поручениям. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их жизненный опыт, определившиеся установки, их отношения с окружающим миром. Все это требует особой тактичности, глубокого знания возрастных психологических особенностей. Анкета может быть открытой и закрытой. Открытая анкета предполагает перечень вопросов, на которые должны дать ответы воспитанники. Закрытая же анкета содержит готовые варианты ответов. Такие анкеты легче обрабатываются.
Метод интервью − опрос лицом к лицу. Результативность этого метода, как и анкеты, во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Разработка вопросов для интервью предполагает: определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его окончательное редактирование.
Мониторинг − метод социально-педагогической диагностики, целью которого является получение новой систематизированной информации об изучаемых проблемах в социально-педагогическом процессе, причем не единовременной, а поступающей через небольшие периоды времени. Мониторинг - один из наиболее эффективных методов социально-педагогической диагностики. Его использование предусматривает соблюдение следующих принципов: проведение социально-педагогических опросов в одних и тех же учреждениях; согласованность сроков сбора статистических данных; единообразие инструментария (анкет, бланков, интервью, карточек наблюдения) для получения эмпирических данных; выработка критериев оценивания социально-педагогических и статистических данных; охват наиболее значимых социально-педагогических процессов. Выполнение этих принципов позволяет социальному педагогу определить основные тенденции и закономерности развития отдельных воспитанников и групп в зависимости от изменения экономических, социально-политических, социокультурных условий жизни, выяснить, как цели, интересы, мотивы, ценностные ориентации людей влияют на становление их взглядов, убеждений.
Статьи по теме:
Анализ результатов констатирующего эксперимента
На основе проведенной работы определили следующие критерии. Первый этап Задание № 1. " Если бы у тебя был цветик – семицветик?" После того, как детям была прочитана сказка В.Катаева "Ц ...
Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...
Понятие игротерапии
физическое воспитание бальный танец педагог К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям О ...