Научно-педагогические теории последних десятилетий, а также опыт социальных педагогов-исследователей дают возможность рассматривать социально-педагогическую диагностику как неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. По мнению кандидата педагогических наук Л.И. Лесун, грамотное использование ее методов в учебно-воспитательном процессе способствует улучшению качества, основательности всех педагогических установок при индивидуальном подходе к личности как носителю социально-ценностных ориентации, субъекту отношений и деятельности, как индивидуальности с неповторимыми, своеобразными чертами и качествами.
Изучение личности подростка, определение уровня его социальной зрелости, воспитанности осуществляется на основе различных методов, которые позволяют использовать все возможные источники знаний о нем, собрать обширный и разносторонний фактический материал. Методы социально-педагогического диагностирования − это способы, с помощью которых изучаются различные стороны личности, сформированность у нее отдельных свойств и качеств. При изучении личности подростка на разных возрастных этапах социально-педагогическая диагностика опирается на методы общепедагогические, психологические, социологические.
В работе с подростками с осложненным поведением результативен метод предварительного знакомства, целью которого является получение общего представления о воспитанниках, с которыми предстоит работать. Этот метод предполагает изучение личных дел, характеристик, беседы с родителями и педагогами, воспитателями, работающими с ними. Полученные сведения помогают социальному педагогу определить воспитательные задачи и конкретную перспективу работы.
Метод текущего повседневного изучения позволяет своевременно определить изменения в поведении подростков. Завершающее итоговое изучение дает возможность социальному педагогу оценить результативность проводимой воспитательной работы, является основанием для углубленного социально-педагогического анализа разработанной системы воспитательного воздействия, выявления ее недостатков и упущений.
Результаты научных исследований, а также практический опыт социальных педагогов убеждают в эффективности метода социально-педагогического наблюдения. Сущность его заключается в том, что: научно обоснованное наблюдение сочетается с воздействием на личность ребенка в процессе его воспитания, так как фиксируется реакция подростка на различные воспитательные влияния; наблюдение нацелено на выявление взаимоотношений воспитанника с коллективом, семьей, друзьями, взрослыми, педагогами, а также отношение его к деятельности; наблюдение должно носить аналитический характер, т.е. сочетать в себе выявление причин поведения, анализ поступков, действий ребенка, вычленение основных мотивов поведения; наблюдение осуществляется с учетом поставленной задачи, поэтому нужен план, основанный на прогнозировании поведения ребенка в ходе воспитательного воздействия; наблюдение должно быть объективным, социальный педагог должен фиксировать все факты, а не только те, которые его устраивают; в процессе наблюдения необходимо учитывать, что психическое состояние ребенка накладывает отпечаток на его поведение − поступки и поведение воспитанника могут не соответствовать общеустановленной норме.
Социальный педагог в процессе наблюдения может использовать его стандартизированную форму, т.е. участие группы лиц в рамках поставленной задачи. В заключение наблюдатели сверяют полученные материалы, осуществляется контроль правильности и точности результатов, создается общая картина коллективного наблюдения.
При использовании метода социально-педагогического наблюдения важно учитывать следующие требования:
− определение объекта наблюдения (за кем намечается наблюдение);
− наличие четко сформулированной цели наблюдения (для чего оно используется, что необходимо выявить, обнаружить, установить в итоге);
− разработка программы наблюдения, которая представляет перечень последовательных, логически взаимосвязанных между собой вопросов, ответы на которые позволяют собрать нужную информацию;
Статьи по теме:
Основные дидактические принципы и условия
проведения игр
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в д ...
Особенности обучение подвижным играм в средней группе ДУ
Игры с бегом Название игры: «Найди себе пару» Педагогическое значение: способствует развитию внимания, ловкости, сообразительности. Инвентарь: флажки двух цветов. Место проведения: спортивная площадк ...
Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной
школы
Вторая половина XIX века – это период становления научной педагогики. Многие русские мыслители и педагоги, увлеченные идеей народного просвещения, разрабатывали принципы построения школьного образова ...