Такое чтение осуществляется в более медленном темпе, требует напряженной мыслительной работы и сопровождается анализом прочитанного, с целью лучшего понимания и запоминания текста.
Реферативное чтение. Чтобы оттолкнувшись от структуры и общего смысла текста, через анализ его мелких элементов, представить текст в виде логико-смысловой схемы сообщения.
Цель такого чтения состоит в решении следующей коммуникативной задачи, - понять и понятое передать другому в виде вторичного текста (реферат - это аннотация, тезисы).
Выготский Л.С. говорил о том, что при тихом чтении, при чтении про себя понимание выше, чем при чтении вслух, а при более быстром чтении (не имеет в виду быстрое чтение как динамичное чтение, а просто быстрое чтение) выше, чем при медленном. При быстром чтении понимание идет лучше, - говорил Л.С. Выготский, - ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения". К сожалению, - продолжает он, - экспериментальные исследования, касающиеся чтения, до сих пор изучали чтение "как сложный сенсомоторный навык, а не как психический процесс очень сложного порядка. Работа зрительного механизма является до известной степени подчиненной процессам понимания".
Л.С. Выготский писал: "Чтение представляет собой сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психологические функции в части мышления. Развитое чтение и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка".
Л.С. Выготский считал, что чтение требует интеллектуальной деятельности. Чтение более интеллектуально, более сознательно, более произвольно, чем понимание устной речи. Ученый был прав, когда говорил о чтении как о решении задачи. Эту задачу ставит большая деятельность, а в конечном счете, личность. Перцептивная техника познания - это средство решения этой задачи. Она действительно, как отмечал Л.С. Выготский, подчинена процессам понимания. Следовательно, мы должны обучать осмысленному чтению, чтению служащему задачам "большой" деятельности, учить искать в текстах ответы на вопросы, волнующие чтеца. Чтение без интереса, чтение без адекватного личностного мотива - вообще не чтение. Чтение есть смысловой процесс. А М.М. Бахтин смыслами называл ответы на вопросы: "То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено смысла…"
Продуктивные виды речевой деятельности говорение и письмо
В психолингвистике говорение определяется как внутренне мотивированный строго организованный активный процесс, посредством которого осуществляется устное общение. Письмо - продуктивный вид речевой деятельности, при котором информация передается посредством графических знаков на расстоянии.
Предметом говорения и письма является мысль человека как отражение в его сознании связей и отношений явлений реального мира. Этот идеальный предмет обуславливает специальный характер деятельности говорения и письма, а именно - выражение мысли.
Мысль как предмет говорения и письма, определяется следующими характеристиками:
мысль - это установление смысловой связи между предметами и отношениями, явлениями объективной действительности;
мысль раскрывается в самом процессе говорения или письма, в ходе установления всех смысловых связей;
общая исходная мысль может быть и не выражена в тексте, находясь в подтексте, или образуя подтекст;
являясь чаще всего результатом продуктивного мышления - мысль может реализовываться и в процессе воспроизведения мыслей других людей (при пересказе).
Продуктом говорения или письма является речевое высказывание, а результатом ответное действие участника речевого общения.
Статьи по теме:
Развитие логического мышления школьников в процессе обучения математике
Отметим, что развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения математике. При этом многие исследователи отмечают, что одной из важнейших задач обучения, в том числе и матема ...
Задачи и принципы социальной педагогики
Задачи социопедагогики · осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов; · исследова ...
МХК как средство развития личности современного школьника
В каждой школе, какой бы она не имела профиль, есть предметы как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Наличие их необходимо для гармонического развития личности ребенка, а главное для фор ...