Мотивом говорения и письма является мысль, как опредмеченная потребность.
Существует три фазы продукции речи:
I фаза - побудительно-мотивационная, соединяется мотив и коммуникативное намерение. При этом мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, а коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий или пишущий, планируют ту или иную форму воздействия на читающего или слушающего. Средствами выражения коммуникативного намерения в устной и письменной речи являются лексические и грамматические средства, в устной речи еще интонация, пауза, темп, мимика и жесты, а в письменной - порядок слов, знаки препинания.
II фаза - ориентировочно-исследовательская, представлена в виде свернутых действий по программированию и формулированию мыслей.
В этой фазе выделяют два уровня:
1. Смыслообразующий - формирование замысла и программы речи.
Замысел - общий, нерасчлененный смысл высказывания. Он задается в единицах предметно-схемного кода. В замысле намечается основной тезис текста, является предварительным смысловым планом высказывания, исполняющимся, уточняющимся говорящим или пишущим в течение всего процессе реализации замысла.
На этом уровне проявляется весь лингвистический опыт говорящего или пишущего, - чувство языка, знание условий и правил употребления языковых единиц. На этом уровне актуализируются хранящиеся в долговременной памяти понятия.
2. Смыслоформулирующий - одновременно замысел развертывается во времени, это схема временного развертывания отражает связь и последовательность понятий, выявляет "грамматику мыслей", являющуюся отражением логики событий и осуществляется по правилам синтаксиса языка. Происходит отбор слов и грамматико-синтаксическое оформление мысли.
III фаза - исполнительная, для говорения, произнесения речи и интонирования, для письма - графическое оформление речи.
На этой фазе осуществляется текущий контроль, состоящий в том, что создатель речи находит ошибки на основе эталона, который формируется у создателя речи в результате собственной речевой практики и сопоставление собственной речи с эталоном.
На каждой фазе, каждый единичный акт речи или речевое действие состоит из этапов ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Этап ориентировки - определение целей и задачи высказывания. Уточнение его темы, уточнение жанра и стиля, определение адресата или состава аудитории.
Этап планирования - отбор и продумывание содержания, составление программы высказывания, отбор языковых средств. Программа формируется во внутренней речи и существует в виде "смысловых сгустков".
Этап реализации - осуществляется деятельностью говорения и письма, отбираются слова, синтаксические варианты, наиболее адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задачам общения.
Этап контроля - сопоставление результата речевого действия и задач общения, нахождение ошибочного звена.
На каждом из этих этапов срабатывает определенный механизм. Ученые выделяют семь механизмов:
1) механизм репродукции, обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных человеком структурно-смысловых блоков, хранящихся в долговременной памяти;
2) механизм выбора языковых средств. Эффективность работы этого механизма зависит от:
смысла сообщения;
целей;
ситуативного окружения;
отношений между говорящим и пишущим;
особенностей реципиента.
3) механизм комбинирования. Конструирование речи осуществляется на основе языкового чутья норм языка и знаний языка;
Статьи по теме:
Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся
Серафимовичской специальной школы-интерната VIII вида
ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» является одной из старейших школ в системе специального образования Волгоградской области. В 1952 году с ...
Оценка вербально-логического мышления
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в ...
Понятие национального воспитания
младших школьников
Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы ...