Теория и методика обучения чтению
Чтение - это вид речевой деятельности, в основе которого лежит процесс восприятия написанного текста и активной переработки информации.
Смысловая обработка информации заключается в ее выделении, организации, предвосхищений, обобщений, критическом осмыслении, оценки.
Чтение характеризуется мотивированностью, целенаправленностью, поэтапным протеканием, обеспечиваемостью работы психофизиологических механизмов.
Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений, а также собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом.
Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нем понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.
Деятельность чтения обеспечивается работой психофизиологических механизмов. Механизм антиципации, - его работа заключается в том, что перед чтением человек предполагает, предугадывает о чем текст, а во время чтения предугадывает следование слов на уровне предложения и развертывания информации.
Выделяют два вида антиципации:
1) формальная - предполагает, предугадывает последовательность букв или слов;
2) семантическая - предположение, предугадывание информации.
Огромную роль здесь играет зрительная память. Она состоит в удерживании определенного числа графических знаков для их дальнейшей смысловой переработки.
Нельзя не сказать о механизме внутреннего проговаривания, в результате наложения графического образа на слуховой и соответственно при взаимодействии органов зрения с органами речи происходит ассоциативное восприятие значения.
Затем происходит установление смысловых связей - смыслоформулирование, - это то, что остается после прочитанного текста.
В процессе чтения могут решаться разные важные коммуникативные задачи. Под коммуникативными задачами понимают установку на то, с какой целью осуществляется чтение, где, когда и для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом учитываются функции, которые присущи чтению, как виду деятельности, и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с текстом.
Выделяют три основных функции:
1) познавательная, она заключается в том, что человек в процессе деятельности чтения получает информацию;
2) регуляторная, она связана с получением опыта практической деятельности;
3) ценностно-ориентационная, она связана с эмоциональной сферой человека (чтение стихов).
В процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
Виды чтения
Просмотровое чтение - это чтение, цель которого получить самое общее представление о прочитанном. Такое чтение дает ответ о чем текст?
Ознакомительное чтение - этот вид чтения связан с решением следующих коммуникативных задач:
найти часть соответствующую заданию;
найти главное в тексте;
выяснить, что сообщается;
понять содержание каждой части в общем виде.
Изучающее чтение, оно необходимо когда требуется максимально полное и точное понимание информации, когда читатель предполагает потом использовать. При таком чтении можно заметить, узнать и оценить мелкие детали, подробности текста, его стиль, язык, правильно понять замысел автора, и то, на сколько удачно он реализован.
Статьи по теме:
Исследование проблем и перспектив внедрения компьютерных
технологий в обучение физике в школе
Компьютерные технологии обучения представляют собой систему обучения, одним из технических средств которой является компьютер. Реализовать компьютерную технологию обучения возможно лишь при наличии с ...
Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках
Урок – это один из главных компонентов учебного процесса. Урок предусматривает различные этапы. Одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных уроках с пом ...
Методика введения понятия теоремы обратной данной
В учебнике «геометрия 7-11» А.В. Погорелова после доказательства теорем Т.3.3 («В равнобедренном треугольнике углы при основании равны») §3 «Признаки равенства треугольников» п.23 «Равнобедренный тре ...