Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, предполагающий использование новых информационных технологий для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.
Анализ отечественного и зарубежного опыта использования компьютера в обучении на уроках физики показал, что внедрение информационных технологий в традиционную модель обучения не позволяет качественно изменить содержание предмета, а еще более формализует процесс обучения, усложняет деятельность педагога в передаче знаний учащимся.
Решению проблем использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе посвящены работы С.Е. Каменецкого, В.В. Лаптева, Е.М. Раводина, И.В. Роберт, А.С. Бордовского, Е.И. Машбиц, А.И. Ракитова и др. В исследованиях этих авторов получили развитие вопросы методики и технологии применения вычислительной техники в учебном процессе, психолого-педагогические аспекты информатизации образования. Также рассмотрены положения, связанные с приоритетностью достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний учащихся по предметам естественнонаучного блока; отмечена важность изучения не набора фактов, а способов и технологий их получения, важность расширения различного рода практикумов, интерактивных и совместных форм работы.
Необходимость усиления фундаментальной подготовки учащихся в блоке естественнонаучных дисциплин, основанная на широком использовании информационных технологий в преподавании физики, определяет актуальность нашей работы. Использование информационных средств ведет к повышению качества обратной связи. Проблема работы заключается в создании методики эффективного использования мультимедийного курса «Открытая физика» на компьютерном практикуме в 10-х классах при изучении раздела «Электричество и магнетизм». Методика нацелена на усиление фундаментальной составляющей естественнонаучной подготовки учащихся.
Гипотеза: организация компьютерного практикума с использованием учебного компьютерного курса «Открытая физика» повысит эффективность учебного процесса и усилит фундаментальную подготовку по физике.
Цель работы состоит в разработке и практической реализации методики преподавания компьютерного практикума по физике с использованием виртуальной лаборатории «Открытая физика».
Исходя из цели работы и выдвинутой гипотезы, поставлены следующие задачи:
Провести анализ педагогической литературы с целью изучения проблемы использования компьютера на уроках физики и учебно-методической литературы по проблеме усиления фундаментальной подготовки учащихся в блоке естественнонаучных дисциплин.
Провести анализ наиболее популярных компьютерных программных по физике для 10-х классов.
Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на компьютерных уроках по физике и проанализировать результат.
Разработать методические рекомендации по использованию мультимедийного курса «Открытая физика» при организации компьютерного практикума.
Осуществить экспериментальную проверку разработанной методики обучения физики с использованием мультимедийного курса «Открытая физика».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме дипломной работы;
анализ опыта учителей физики, использующих компьютер в обучении;
педагогические наблюдения, беседа, тестирование учащихся;
педагогический эксперимент в классе с традиционной моделью обучения и в группе школьников, изучающих физику с использованием компьютера;
анализ результатов работ учащихся экспериментального и контрольного классов для определения эффективности предлагаемой методики проведения компьютерного практикума с использованием виртуальной лаборатории «Открытая физика».
Объект исследования: процесс обучения физике 10 класса подростков гимназии «Универс» на базе использования мультимедийного курса «Открытая физика».
Предмет исследования: виртуальная лаборатория «Открытая физика» как средство обучения физике 10 класса подростков гимназии «Универс».
Практическая значимость заключается в том, что разработаны методические рекомендации учителю физики по проведению компьютерных занятий с использованием мультимедийного курса «Открытая физика» по «Электричеству и магнетизму».
На защиту выносится: методика использования мультимедийного курса «Открытая физика» на компьютерном практикуме в 10 классе.
Статьи по теме:
Фронтальная контролирующая беседа
Фронтальная контролирующая беседа, как правило, кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткого ответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужно заран ...
Содержание урока по лёгкой атлетике
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Урок по легкой атлетике слагается из мно ...
Профессиональное самоопределение как процесс
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от проявления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждени ...