Информатизация общества, согласно А.И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний.
Информатизация – «процесс перестройки жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности».
Концепция информатизации образования, созданная в 1988 г. под руководством А.П. Ершова, нашла свое продолжение в работах В.В. Давыдова и В.В. Рубцова, в результате чего появилась психологическая концепция проектирования новых технологий обучения и развития детей.
Авторы концепции информатизации образования определяют информатизацию образования как процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Она является ключевым условием успешного развития процесса информационного общества и требует приоритетного обеспечения ресурсами.
В работах Г.С. Ландсберга отмечается, что для реализации учебно-воспитательного потенциала физики как учебного предмета «преподавать нужно именно физическую науку (или введение в нее), а не комплекс фактов и знаний». Поэтому методика подачи учебного материала предполагает перемещение центра тяжести с заучивания и запоминания материала на приобретение опыта деятельности.
Методика преподавания школьного курса физики в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности ученика на уроках. Процесс научного познания в целом носит циклический характер: от исходных эмпирических фактов к гипотезе, от нее - к теоретическим выводам и далее - к экспериментальной их проверке и практическому применению.
На первом этапе происходит накопление фактов, выявленных при эмпирическом исследовании какой-то группы явлений. Основные методы исследования на этом этапе - наблюдение и эксперимент. Далее, опираясь на выявленные факты, ученый стремится сформулировать некую гипотезу о связи или родстве изучаемых явлений, их механизме и скрытых особенностях физических объектов, участвующих в наблюдаемых явлениях. Это - второй этап процесса познания явлений природы, здесь основным методом познания выступает моделирование. Сформированная первичная модель процесса и участвующих в нем тел, приводящая к выявленным ранее особенностям изучаемых явлений, далее анализируется. Определяется, каковы должны быть особенности изучаемых явлений в новых условиях их протекания, если первичная модель верна. На этом третьем этапе процесса познания, этапе выявления следствий, основным методом исследования становится метод теоретического анализа. Четвертый этап - экспериментальная проверка следствий. Сравниваются наблюдаемые особенности изучаемых явлений в новых условиях с теми предполагаемыми их особенностями, которые предсказывает первичная модель. Результаты такой проверки поставляют новую группу фактов, которая вместе с исходной группой позволяет уточнить или существенно изменить первичную модель. Здесь работает экспериментальный метод и метод моделирования. Далее идут этапы, аналогичные третьему, четвертому и пятому, - до тех пор, пока модель изучаемой группы явлений не будет достаточно хорошо предсказывать особенности этих явлений при разных условиях их наблюдения.
Следовательно, объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся основной и средней школы уровне должны быть эксперимент, как метод познания, метод построения моделей (гипотез) и метод их теоретического анализа. Выпускники школы должны понимать, что такое исходные факты; в чем суть моделей природных объектов и процессов, гипотез; как делаются теоретические выводы; как экспериментально проверяются модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных процессов, что никакая модель не может быть тождественна изучаемому процессу или объекту, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без этого у выпускника школы не может сформироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познания окружающего мира.
Учебный физический эксперимент должен не только и не столько выполнять функцию средства наглядности, сколько, прежде всего, служить одним из методов познания; поэтому в большинстве случаев он должен приобрести характер самостоятельных исследований самих учащихся или в крайнем случае демонстрационного исследования для формирования у выпускников школы умения решать нестандартные задачи, которые будет ставить перед ними быстро меняющаяся действительность.
Анализ работ, посвященных разработке вопросов внедрения средств новых информационных технологий в среднюю школу, показал, что основное внимание уделялось вопросам использования средств новых информационных технологий непосредственно для изучения языков программирования и управления общим учебным процессом. Только в последнее время методисты вплотную приступили к разработке вопросов применения СНИТ при обучении отдельным предметам, в частности, физике.
Статьи по теме:
Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной
мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то ...
Обучающие программы. Сравнительная характеристика
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, форми ...
Особенности овладения лексико-грамматическим строем речи слабослышащими
детьми
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух б ...