Рассматриваем структуру индивидуального сознания, опираясь на схему№1
Схема № 2. Структура индивидуального сознания
Вопрос о роли общения в формировании сознания начинаем с вопроса:
«Может ли развиваться человеческое сознание у ребенка вне его контактов с обществом людей?» Анализируя ответы, аргументы учащихся делаем вывод, что индивидуальное сознание – результат общения людей.
2. Сознание – это не только индивидуальный акт, но обязательно и акт общественный. Докажите почему?
Общественное сознание – это формы отношения к собственной деятельности, окружающему миру.
Задание: по следующим определениям - назовите о каких формах общественного сознания идет речь?
- форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, прикладном творчестве и др.
- совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
- система принципов и норм, которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.
- сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления.
- система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.
- система взглядов и идей, в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.
Задание №1 стр.23: «Соотнесите формы общественного сознания с определенными видами отношений к миру» Свой выбор обоснуйте. В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника на стр. 15 - 17
Задание №3 стр. 20: Составьте схему « Формы общественного сознания», расположите эти формы по определенному принципу - по мере их значимости (с вашей точки зрения).
Вывод: В зависимости от способа отношения к миру образуются формы общественного сознания: искусство, мораль, религия, наука, право, идеология. Поскольку отношения человека к постоянно изменяющемуся миру многозначно, разнообразно, то и формы общественного сознания равнозначны между собой. Некорректно сравнивать эти формы между собой.
3. Вопрос о формах общественного сознания и типах общества учащиеся рассматривают самостоятельно, работая с текстом учебника стр.18-19, заполняя следующую сравнительную таблицу. С последующим анализом данного вида деятельности.
Особенности форм общественного сознания |
Традиционное общество |
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
Искусство | |||
Религия | |||
Мораль | |||
Наука | |||
Право | |||
Идеология |
Рефлексивно – оценочный блок.
Предлагаем учащимся обсудить и высказать свою точку зрения по вопросам №4,5 стр.21 учебника из раздела «Выскажите свою точку зрения и обсудите»
Статьи по теме:
Оценка воздействия на окружающий мир и приемы управления
Оценка воздействия на окружающий мир представляет собой аналитический процесс, который предоставляет лицам, принимающим решения, прогноз возможных последствий выполнения проекта, с тем, чтобы в случа ...
Развитие технического творчества учащихся
Развитие технического творчества учащихся можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию. Здесь важно иметь в виду, что деятельность учащихся, их конкретные действия, характе ...
Особенности формирования лексических навыков в младшей школе
Дадим определение лексического навыка. Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной ...