Развитие технического творчества учащихся можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию. Здесь важно иметь в виду, что деятельность учащихся, их конкретные действия, характеризующие специфику мышления, лишь в определенной мере зависят от условия, а главным образом отражают личностные установки, стратегии данного субъекта, его стиль творческой деятельности.
Метод ситуационной драматизации (МСД) – заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения предназначены для затруднения деятельности учащегося и могут быть самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподаватель («вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновидностью данного метода.
Каждый из названных методов может сочетаться с другими и иметь ряд модификаций.
Само собой разумеется, что эти методы нужно применять продуманно, дозировать их, учитывая индивидуальные свойства учащихся. В противном случае можно достичь лишь «эффекта полного погашения» и самой деятельности, и желания ею заниматься. Придя на работу в школу, учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету. Во-первых, надо составить ее план; во-вторых, определить кружок, который он может создать, сообразуясь со своими склонностями, возможностями и интересами учащихся; в-третьих, продумать, какие индивидуальные, групповые и массовые мероприятия можно провести с целью развития у школьников интереса к технике и труду.
Поможем молодому учителю разобраться в этих вопросах, а заодно расскажем и опытным учителям о некоторых интересных формах внеклассной работы, которые в ряде школ, к сожалению, забыты.
Задача внеклассной работы состоит в привлечении учащихся к общественно полезной деятельности, стимулировании их инициативы и самостоятельности, развитии индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Специфика педагогического руководства ею заключается в осуществлении воспитательного влияния на жизнь школьников, их деятельность и поведение не только на уроках, но и через различные внеклассные мероприятия, включение учащихся в различные виды творчества, развитие у них интереса к технике и труду.
Внеклассная работа – органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, рисованием, черчением.
Общую координацию внеклассных мероприятий в школе осуществляет директор. Свои предложения в общешкольный план внеклассной работы может внести каждый учитель. Это составная часть планируемых им внеклассных занятий в учебном году.
По организационному признаку внеклассные мероприятия, в том числе и по технике и труду, можно разделить на три вида: индивидуальные, групповые и массовые. В первом случае речь идет о руководстве работой отдельных учеников, увлекшихся, например, изготовлением того или иного устройства, модели, макета, сувенира и т.п. Во втором – в основном об организации кружковых занятий, а в третьем – о массовых мероприятиях (предметных вечерах, конкурсах, олимпиадах, выставках творческих работ учащихся и т.д.). Но сразу оговоримся, что индивидуальный подход присутствует в любой из этих форм. К примеру, готовясь к тематическому вечеру или выставке, учащиеся советуются с учителем о плане сообщения и литературе, выборе и изготовлении того или иного экспоната и пр.
Статьи по теме:
Типы и виды одаренности
В последнее время обнаруживаются серьезные стремления группировать классные единицы по психологическим качествам (вспомогательные классы для одаренных ниже нормального уровня, поощрительные классы дл ...
Задачи, структура, содержание профессионального обучения
Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профес ...
Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции
школьников на уроках МХК
Проблемное обучение является одним из методов обучения, поэтому в этом параграфе мы должны дать определение самим методам обучения, а затем эксплицировать понятие проблемного обучения. Так же важно д ...