Задание рассчитано на организацию дискуссии в классе, цель которой - научить учащихся применять знания о демократическом политическом режиме.
Первый шаг к выполнению задания: выявление рационального момента в первой из представленных позиций - это тезис об основополагающих принципах демократии. Для заострения проблемной ситуации учитель может зачитать статьи 2 и 3 Конституции РФ, где демократически е принципы получили официальное закрепление, и поинтересоваться, считают ли учащиеся, что в России сложился демократический политический режим.
Второй шаг: рассмотрение совокупности условий, необходимых для практического воплощения в жизнь демократических принципов. Классу можно предложить, опираясь на признаки понятия "демократический политический режим" (урок "Политическая система и ее роль в жизни общества"), перечислить какие именно условия необходимы для реализации демократических принципов.
В случае затруднений школьников целесообразно привлечь их внимание к фрагменту учебного пособия (Учебное пособие 40 параграф с.332). Обобщая ответы, подчеркиваем, что названные условия связаны с функционированием демократических механизмов политической системы: правового государства, политического плюрализма, парламентаризма, демократической политической культуры; поэтому демократию называют способом организации политической системы.
Задание 2. Школьникам предлагается на конкретном примере (утверждения в нашей стране разнообразных форм собственности в экономической сфере) раскрыть взаимосвязь демократии во всех сферах общественной жизни.
Цель задания - подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что демократия как способ организации жизни общества охватывает все его сферы.
Продуктивному выполнению задания способствует беседа с классом по следующим вопросам:
Правильно ли считать, что появлению разнообразных форм собственности способствовал "Закон о собственности", утвердивший их равноправие и свободу экономической деятельности граждан? Аргументируйте свой ответ.
Можно ли отнести факт утверждения парламентом "Закон о собственности" к политической сфере? Свой ответ поясните.
Какова связь содержания этого документа с правосознанием законодателей (т.е. духовной сферой общественной жизни)?
Какой вывод на основе обобщения своих ответов вы могли бы сделать?
Вопрос о формах представительной и непосредственной демократии рассматривается путем коллективного обсуждения результатов выполнения учащимися задания.
Задание 3. Политологи считают, что принцип народовластия реализуется через представительную демократию избранных народом в органы государственной власти представителей и демократию непосредственную путем прямого, непосредственного влияния граждан на политическое решения и действия государственных органов и должностных лиц. Укажите, что из нижеприведенного относится к представительной демократии, а что - к непосредственной?
1. Деятельность депутатов в парламенте.
2. Избрание представителя политической партии, общественно-политического движения или независимого кандидата в законодательные органы государственной власти.
3. Участие граждан в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
4. Участие граждан в референдумах.
5. Всенародное избрание президента.
Обоснуйте свой выбор.
Прочитайте статьи Конституции 29-30 и определите, какие политические права и свободы граждан реализуются в каждом из обозначенных политических действий?
Почему эти действия должны совершаться в соответствии с установленным правовым порядком? Поясните свой ответ фактами. Задание призвано обобщить знания о гражданине и его политической деятельности.
Почему эти действия должны совершаться в соответствии с установленным правовым порядком? Поясните свой ответ фактами.
Задание призвано обобщить знания о гражданине и его политической деятельности, включить их в новую систему знаний, в частности, о формах демократии.
Эффективность работы зависит от продуманной организации. Необходимо заранее отпечатать задание на карточках и раздать его по одному экземпляру на парту. Важно также организовать его выполнение поэтапно: сначала выяснить, какие положения учащиеся отнесли к формам представительной демократии и почему. Затем учащимся дается время на прочтение статей Конституции и коллективно обсудить, какие политические права и свободы являются основой каждого из названных политических действий.
Статьи по теме:
Задачи МПМ
Поэтому перед МПМ стоят следующие задачи: 1) определить конкретные цели изучения математики и содержание учебного предмета средней школы; 2) разработать наиболее рациональные методы и организационные ...
Традиционная и позитивная интерпретация педагогических
проблем подростков с осложненным поведением
Прежде, чем говорить об интерпретациях педагогических проблем подростков с осложненным поведением, рассмотрим, в чем видят причины появления трудных детей педагоги образовательных учреждений и родите ...
Экологическое воспитание и образование школьников
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех вид ...