О прошедшей любви грезят и мужчины и женщины, не позволяющие себе сблизиться с кем-либо по-настоящему. И вряд ли они кого-нибудь полюбят до тех пор, пока в их сознании присутствует мысль, что им невозможно полюбить так, как раньше.
3 этап урока. Подведение итогов. Тест «Характеристика самопознания».
2. Конспект урока по теме: Государство, его основные признаки и функции. Дата: 06.02.08
Из 20 учащихся присутствовали 19.
Цели: учащиеся должны проследить причины возникновения, признаки и функции государства, рассмотреть отдельные теории возникновения.
Словарь урока: политика, государство, правовое государство, монархия, республика.
Эпиграф урока: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу» (Спиноза).
План урока:
1. Понятие государства.
2. Теории происхождения государства.
3. Признаки и функции государства.
Ход урока.
Урок начинается с мотивационной беседы, призванной подвести учащихся к пониманию значимости изучаемой темы.
Подчеркивается, что каждому чело веку приходится взаимодействовать с различными институтами государства, будь то налоговая инспекция, паспортный стол, загс или другое учреждение. Кроме того, каждый из нас является гражданином, т.е. вступает в определенные правовые отношения с государством.
Понятие государства.
На доске помещаются термины словаря урока. Отдельные понятия известны учащимся из курса истории. Эти знания актуализируются в ходе беседы. Учитель напоминает школьникам, что государство в его современном виде сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшествовали государственным образованиям догосударственные формы. На этом этапе общественная жизнь регулировалась традициями, обычаями.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством.
На протяжении веков менялись представления людей о государстве, о его роли и функциях.
Учитель называет разные периоды в развитии государства, а учащиеся определяют, с опорой на исторические знания, положение в нем человека.
Преподаватель обращает внимание на различные определения понятия "государство":
Государство - это часть политической системы, основной ее элемент.
Государство - это учреждение, орган политической власти общества, осуществляющий деятельность в разные периоды.
Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим.
Государство - организация политической власти в классовом обществе.
Затем каждая из теорий разъясняется более обстоятельно.
Предлагается задание: расставить в логической последовательности указанные ниже исторические процессы, которые, с точки зрения сторонников классовой теории, привели к возникновению государства:
возникновение частной собственности; совершенствование орудий труда; возникновение государства; появление возможности эксплуатации чужого труда; возникновение неравенства; появление излишков продукции; развитие экономических связей, торговли; разделение труда.
Можно выделить факторы, которые повлияли на развитие государства:
1) стремление удержать завоеванные территории;
2) внешняя угроза, защита собственной земли;
3) необходимость крупных хозяйственных работ;
4) контакты с более развитыми народами.
В повседневной жизни термин "государство" отождествляется с такими понятиями, как страна, Родина, отечество.
Чем отличается страна от государства?
Родина - место, где мы родились (звучит песня "С чего начинается Родина" М.П. Матусовского).
Страна - крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям, территория, имеющая определенные границы, обладающая государственным суверенитетом.
Статьи по теме:
Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы
Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, ...
Характеристика детей с задержкой психического развития. Пути практического
овладения письмом
При анализе имеющейся литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы выступают в сочетании): Широко распространен взгляд в больши ...
Личность терапевта
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или ...