- групповые и классные помещения;
- общие столовые;
- спальни;
- аудиовизуальные и компьютерно-игровые комплексы (КИК);
- библиотеки;
- дизайн- и изостудии;
- музыкальные и театрально-танцевальные залы;
- физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейном и сауной;
- зимние сады, живые уголки;
- рекреации и коридоры;
- кабинеты директора, психолога, врача, кухня и комната отдыха для персонала;
- а также объекты за пределами стен детского сада (внешний облик здания, дворы-парки на участке детского сада).
Важное направление деятельности по изменению педагогической работы дошкольного учреждения связано с программно-методическим обеспечением. Единая для всех дошкольных учреждений обязательная программа не соответствовала современной ситуации в дошкольном образовании. Как уже отмечалось, «Временное положение о дошкольном учреждении», а затем и «Типовое положение о дошкольном учреждении» внесли существенные изменения: педагогам предоставлялась свобода в выборе программ и в организации педагогического процесса. Открывались широкие возможности для использования различных образовательных моделей и технологий. Педагоги были впервые поставлены в ситуацию выбора своего «кредо» в педагогической работе.
Это давало новый импульс для развития инициатив и творчества педагогов, в том числе и по разработке вариативных программ. Стремление к новизне содержания и инноватике в технологиях объяснялось желанием отойти от устаревших форм работы, обрести собственное лицо, выделиться из общей массы, «завоевать» родителей. Однако достаточно быстро практические работники ощутили сложность работы над новыми программами, высокую ответственность за их качество.
Усилия педагогических коллективов были направлены также на поиски программ нового поколения (часто называемых в то время авторскими). Администрация и работники дошкольного учреждения нередко были дезориентированы в ценностях разнообразных программ и методик дошкольного образования.
Выбор программ зачастую проводился случайно, без учета специфики педагогического коллектива. Это отрицательно сказывалось на отношении педагогов к введению инновационных технологий в свою работу.
Вначале переход от жестко регламентированной работы детского сада к вариативности и творчеству был связан с некоторыми трудностями, их необходимо было решать всему педагогическому коллективу. Осознание и принятие программы должно сопровождаться ее изучением, выделением в целостном педагогическом процессе структурных составляющих, которые несут основные развивающие цели и одновременно с этим организуют реальную жизнь детей. Кроме того, в педагогическом процессе важно осознать место и роль взрослого в реализации развивающих задач.
Несмотря на трудности переходного периода, изменения, происходящие в сфере образования, сохраняют лучшие традиции российской системы дошкольного образования и имеют, несомненно, положительные черты. На это указывалось в аналитических материалах начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Р.Б.Стеркиной1:
- соблюдается принцип комплексности - педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ху тожественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер то охране и укреплению здоровья детей;
- использование некоторых парциальных программ сочетается; работой по другим направлениям педагогического процесса;
Статьи по теме:
Социальный паспорт класса
Социальный портрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися. В группе учатся 20 человека: 11 мальчиков и 9 девочек, ...
Оздоровительное
значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Бла ...
Определения равных треугольников
Треугольник - самый «экономный» вид многоугольника. Для его задания достаточно указать его вершины - три точки, не лежащие на одной прямой, или три попарно пересекающиеся прямые. Классифицируют треуг ...