На этом месте целесообразно также введение простейших задач на алгебраический метод (например, задача о восстановлении отрезков по их сумме и разности) с тем, чтобы формулы рассматривались во взаимосвязи. В дальнейшем, перед серьезным изучением метода, формулы следует повторить.
В Приложении 4 приведена задача на алгебраический метод: “Из вершин данного треугольника как из центров описать три окружности, касающиеся попарно внешним образом”.
Вывод. Описанные методы рекомендуется использовать для решения геометрических задач на построение. При этом необходимо обращать внимание в том числе и на развитие инициативы учащихся, привитие им вкуса и навыков к решению конструктивных задач.
Было бы неправильно думать, что методы решения задач на построение могут служить основой для классификации самих задач. Существенным, а не случайным следует признавать то обстоятельство, что целый ряд задач на построение может одинаково успешно решаться различными методами. С другой стороны, существуют задачи, которые решаются просто комбинацией основных построений без явного применения какого-либо метода.
С методической точки зрения наиболее приемлемым является применение при обучении решению задач на построение следующего принципа. Необходимо осуществлять последовательный подбор задач в соответствии с целями курса геометрии и постепенное ознакомление учащихся с методами решения задач на построение.
В свою очередь, необходимо ознакомить учащихся с самими методами и научить определять, каким из них можно решить предложенную задачу. Для этого, прежде всего, учащихся необходимо научить выделять наиболее характерные признаки задач, решаемых тем или иным методом. Эти признаки определяются самим содержанием метода.
Опытное преподавание применяется для объективной и достоверной проверки гипотезы и предполагает одновременное использование целого ряда методов, например, наблюдение, диагностирующие контрольные работы, беседа и другие.
Одной из задач опытного преподавания являлась проверка эффективности разработанного факультативного курса по решению задач на построение, как предусмотренных школьной программой, так и не встречающихся в школьном курсе математики. Курс рассчитан на учащихся 8 классов.
Цели факультативного курса:
Сформировать у учащихся представление о методах ГМТ и подобия, используемых при решении задач на построение, и научить их применять.
Сформировать четкое представление об этапах решения задач на построение.
Способствовать развитию логического мышления учащихся.
Сформировать настойчивость, целеустремленность, трудолюбие через решение задач.
Развить математическую речь с присущей ей краткостью, точностью и лаконичностью.
Знания и умения, которыми должны владеть учащиеся перед изучением факультативного курса по теме “Задачи на построение и методы их решения”:
Владеть основными понятиями, относящимися к теме.
Уметь пользоваться чертежными инструментами.
Уметь выполнять основные геометрические построения.
Иметь представление об этапах решения задач на построения.
Этапы курса:
Разработка программы факультативных занятий “Задачи на построение и методы их решения” для учащихся 8 класса.
Проведение анкетирования среди учителей и учащихся.
Проведение психологических методик на определение уровня развития логического мышления №1.
Проведение диагностирующей контрольной работы №1.
Проведение разработанной программы факультативных занятий.
Проведение диагностирующей контрольной работы №2.
Проведение психологических методик на определение уровня развития логического мышления №2.
Анализ полученных результатов опытной работы.
Этап №1
Разработка программы факультативных занятий “Задачи на построение и методы их решения” для учащихся 8 класса.
Факультативные занятия были разработаны на основе анализа математической, методической и учебной литературы с использованием методических рекомендаций.
Этап №2
В ходе опытного преподавания было проведено анкетирование среди 6 учителей г. Кирова и г. Кирово-Чепецка. Проанализируем результаты полученных данных.
Какие трудности встречаются при изучении задач на построение?
Статьи по теме:
Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа
Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризи ...
Проблемы МПМ
Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное ...
Особенности проведения занятий с детьми дошкольного возраста с использованием
сказки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с ...