Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризисные периоды. Возникающие внутри возрастных кризисов и протекающие на их фоне адаптационные кризисы, переживаемые обучающимися, на наш взгляд, не инициируются непосредственно возрастом, а потому нетождественны им.
Их появление обусловлено активным вхождением студентов в разные виды деятельности на этапе профессионализации, необходимостью адаптации к ним и к новой системе требований. Вместе с тем адаптационные кризисы сопряжены с возрастными, необходимыми для нормального хода личностного развития и собственно обусловливающими его результаты (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Г. Шихи, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, К.Т. Юнг).
Студенты, осуществляющие вхождение в профессиональное образование и профессиональную деятельность на этапе профессионализации, переживают кризис юности, связанный с апробированием различных ролей взрослого человека, подтверждением правильности профессионального выбора, построением новых связей и отношений с другими, активным освоением профессиональной деятельности. Не являясь тождественным адаптационным кризисам, обладающим специфической природой, кризис юности может оказывать влияние на их возникновение и усугублять характер их протекания у студентов вузов.
Необходимо признать, что стихийный характер возникновения, протекания и преодоления адаптационных кризисов на этапе профессионализации чреват выбором молодыми людьми неадекватных средств их разрешения, деструктивными вариантами развития их личности (приобщение к психоактивным веществам, суицидальные попытки, межличностные конфликты и т.д.), немотивированным уходом из вуза. Для предупреждения негативных проявлений нужна особая образовательная деятельность преподавателей по управлению адаптационным процессом и проектированию кризисов учебно-профессионального развития будущих специалистов, именуемая нами "упреждающей адаптацией".
Существующий комплекс противоречий:
осложнение проблем адаптации студентов на этапе профессионализации и недостаточный уровень психологической готовности школьников к вхождению в образовательную и педагогическую деятельность;
возрастание требований вузовского образования к управлению адаптационным процессом студентов и недостаточный уровень готовности преподавателей к решению этой задачи в режиме проектирования кризисов учебно-профессионального развития субъектов деятельности в период адаптации;
признание необходимости совершенствования процесса управления адаптацией студентов к педагогической деятельности и слабая практическая разработанность адаптирующих средств, направленных на позитивное разрешение кризисов, переживаемых будущими учителями на этапе вхождения в условия вузовской и конструируемой профессиональной реальности обозначает конкретную проблему: каковы содержание и специфика образовательной деятельности педагогов, осуществляющих управление стихийно возникающими кризисами в период адаптации студентов к образовательной и педагогической деятельности на этапе профессионализации?
Практическое решение проблемы возможно в русле концепции упреждающей адаптации, связывающей продуктивный характер разрешения стихийно возникающих адаптационных кризисов на этапе профессионализации с образовательной деятельностью преподавателей вуза по управлению адаптационным процессом студентов и их развитию.
Теоретический анализ существующих подходов к пониманию и интерпретации упреждающей адаптации (А.Б. Георгиевский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.М. Козубовский, Я.Л. Коломинский, М.А. Кремень, Б.Ф. Ломов, Ф.З. Меерсон, ААНалчаджян, Е.И. Сурков, М.Г. Пшенникова) показывает, что в разных исследованиях это понятие по-разному трактуется: а) готовность приспособления к будущему, сформировавшаяся на предыдущих этапах развития (А.Б. Георгиевский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.А. Кремень); б) адаптационная стратегия, основанная на предвидении, предотвращении факторов отрицательного действия (В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, Ф.З. Меерсон, А.А. Налчаджян, М.Г. Пшенникова); в) предпосылки для будущих приспособлений.
Под упреждающей адаптацией мы понимаем особую образовательную деятельность преподавателей вуза, отражающую три взаимосвязанных направления их профессиональных действий по управлению адаптационным процессом студентов и их развитию: сопровождение, проектирование кризиса учебно-профессионального развития обучающихся и предупреждение негативных проявлений переживаемых ими адаптационных кризисов.
Управление кризисами в адаптации - это сопровождение первокурсников в образовательном процессе вуза преподавателем и предупреждение последствий кризисов путем использования педагогом специально разработанных адаптирующих средств, создания оптимальных условий для становления субъектов собственной образовательной деятельности.
Статьи по теме:
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труд ...
Внеурочная работа и социализация школьников: формы и функции внеклассной
работы
На современном этапе развития общества отечественная школа нуждается в организационных структурах, которые выполняли бы функции прогнозирования и коррекции конфликтных и других негативных явлений в ш ...
Понятие "социальная педагогика"
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая восп ...