Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной педагогики - помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения" (Е. Молленхауер). "Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной среды". (В.Д. Семенов).
Из этих определений можно заметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностью субъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться к окружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданин конкретного общества.
По определению А.В. Никитина социальная педагогика - это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (или ресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).
Главная цель социальной педагогики
- помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества, способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом ее своеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организовать реабилитацию.
Предметом социальной педагогики
является социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия ее реализации.
Рассматривая основные положения, нельзя обойти вниманием функции социальной педагогики,
которые подробно раскрывают ее содержание. К ним относятся:
Познавательная -
исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями;
Научная
- изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды, разработка теоретической базы;
Диагностическая
(оценочная);
Прогностическая
- определение перспектив развития социально-педагогических процессов;
Объяснительная
- описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;
Адаптационная
- деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде и среды к человеку;
Преобразующая
- социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание;
Коррекционная- направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности;
Мобилизационная- направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;
Профилактическая- направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе;
Образовательная- исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы;
Управленческая- направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
Таким образом, уяснив понятие социальной педагогики как науки, мы можем заметить, что социальная педагогика - это теория и практика человеческой деятельности, направленная на достижение успешной социализации каждого члена общества или группы.
Статьи по теме:
Особенности учебной деятельности младшего школьника
Начало школьного периода жизни ребенка характеризуется изменением всего ее строя. Чем четче обозначается эта граница, чем яснее для ребенка переход к новому положению, чем определеннее изменения во в ...
Традиционная и позитивная интерпретация педагогических
проблем подростков с осложненным поведением
Прежде, чем говорить об интерпретациях педагогических проблем подростков с осложненным поведением, рассмотрим, в чем видят причины появления трудных детей педагоги образовательных учреждений и родите ...
Характеристика приемов введения понятий
Возможны следующие приёмы при введении понятий: 1) можно составить такие упражнения, которые позволяют учащимся быстро сформулировать определение нового понятия. Например: а) Выписать несколько первы ...