Социальная педагогика как отрасль знания

Статьи о педагогике » Социальная педагогика как отрасль знания

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношении десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: растет число детей, рожденных вне брака; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак; ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет преступность, (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях - подростки. Россия не только вышла "на передовые рубежи" по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми (их продажи), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50 - 80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения. Итогом социальных трансформаций в России стало то, что фактически социальные работники ведут борьбу с последствиями социальной дезадаптированности населения, а не с ее причинами. Для этого требуются люди особой профессии - социальные педагоги. В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, том числе и с указанными группами населения.

Во второй половине XIX в. немецкий педагог А. Дистервег впервые предложил словосочетание "социальная педагогика" в отношении педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Одним из основателей социальной педагогики в России был известный философ, богослов, психолог В.В. Зеньковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Многое для развития теории и практики социальной педагогики в России сделал С.Т. Шацкий, М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин Значительное влияние на развитие социальной педагогики оказали труды выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко, который предложил эффективные социально-педагогические технологии воспитания беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.

Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации людей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Для того, что бы яснее представить, как это сделать, необходимо понять, что собой представляет область человеческой деятельности, которая занимается этими вопросами - социальная педагогика.

Таким образом, цель данной работы - рассмотреть социальную педагогику как отрасль знаний, а также определить ее практическое значение.

Статьи по теме:

Профессиональная консультация
Профессиональная консультация (от лат. profession - род занятий, consultatio - совещание) - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающ ...

Кризис 7 лет и проблема психологической готовности детей к обучению в школе
В отечественной психологии вопросы, связанные с проблемами переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, наиболее разработаны в трудах Л. С. Выготского. Тема кризиса развития ребенка отражена в раб ...

Психологические основы развития звукопроизношенияу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. В этот возрастной период происходит активное сенсорное развитие реб ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru