Проектирование кризиса учебно-профессионального развития студентов на этапе профессионализации представляет собой заранее планируемое и целенаправленно организуемое педагогом введение будущих специалистов в конструируемую профессиональную реальность, моделирующую педагогическую деятельность. За счет этого формируется "образ потребного профессионального будущего" (Н.А. Бернштейн), что является важнейшей предпосылкой становления студента как субъекта собственной учебно-профессиональной деятельности.
Термин "упреждающая адаптация" представляется закономерным с семантико-смысловой точки зрения. Глагол "упредить" (упреждать) имеет следующие значения: "сделать что-то раньше кого-либо, чего-либо", "опередить", "предупредить", а его отглагольная форма (причастие "упреждающая") сохраняет в себе тождественную семантику.
Термин "адаптация" в предложенном сочетании уточняет и дополняет значение понятия "упреждающая", придавая высказыванию научные и содержательно-смысловые качества. Упреждающая адаптация рассматривается как система определенных действий, мер, цель которых предупредить, не допустить негативных явлений, осуществить контроль над ними.
Понятия "готовность к деятельности" и "упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности" не синонимичны. Готовность к деятельности студентов (подготовка, сформированная на предыдущих этапах развития (М.И. Дьяченко, ЛА. Кандыбович) рассматривается нами как фактор адаптации, детерминирующий ее процесс и результат.
"Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности" - видовое понятие - интерпретируется как управляемый процесс введения первокурсников в вузовскую и конструируемую преподавателем профессиональную реальность, обеспечивающий функционирование конструктивных механизмов личности студентов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях.
Конструирование профессиональной реальности осуществляется путем погружения студентов в квазипрофессиональную деятельность, моделирующую предметное содержание педагогической деятельности, а также отдельные аспекты ее технологического и социально-ролевого содержания. Результатом этого процесса выступает освоение обучающимимся разработанных педагогом адаптирующих средств, формирование у будущих специалистов личностных и профессиональных новообразований.
Упреждающая адаптация имеет несколько характеристик. Во-первых, это образовательная деятельность преподавателей вуза, обеспечивающих поддержку первокурсников и профилактику глубоких и продолжительных адаптационных кризисов, переживаемых ими. Во-вторых, это способ преобразования личности студентов через проектирование для них кризисов учебно-профессионального развития (при обязательной поддержке адаптантов).
Особое значение для содержательного раскрытия упреждающей адаптации имеет понятие "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Специфика образовательной деятельности педагогов состоит в возможности сопровождения студентов в период адаптации путем создания условий для усвоения ими способов выполнения учебно-познавательной деятельности.
Глубокое постижение сущности упреждающей адаптации становится возможным в русле антропологической психологии и педагогической антропологии, так как смена стадий возрастного развития - это смена режима индивидуальной жизни субъектов учебной деятельности, понимаемая как кризис "рождения", инициирующий овладение способами осуществления учебно-познавательного поведения.
Смысл образовательной деятельности педагогов состоит в придании кризису "рождения" управляемого характера через реализацию специально разработанных адаптирующих технологий. Адаптация студентов сопряжена с их учебно-профессиональным развитием, спроектированным и осуществленным в практике вуза преподавателем.
Упреждающая адаптация обеспечивает введение будущих педагогов одновременно в две сопряженные и взаимополагающие реальности: в учебно-познавательную и учебно-профессиональную.
Действие в первой предполагает освоение комплекса теоретико-методических средств рефлексии, понимания содержания будущей профессиональной деятельности как основания профессионального образования. Вторая, специально конструируемая общность преподавателей и студентов, действительно моделирующая реальную педагогическую деятельность, позволяет в полной мере обеспечить нормальное вхождение в адаптационный кризис и продуктивный выход будущих педагогов из него.
На основе анализа работ (Г.З. Алибеко-ва, Е.И. Бологова, В.М. Вдовенко, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.В. Синявский, В.В. Тищенко, Т.М. Чурекова) выявлены условия успешного вхождения юношей и девушек в новую реальность на этапе профессионализации: вовлечение их в разные формы управляемой самостоятельной работы по предмету для формирования рефлексивных и продуктивных умений (Г.А. Цукерман); включение в научно-исследовательскую работу для формирования исследовательских умений; организация совместной деятельности для выработки умений, связанных с сотрудничеством и учебным творчеством.
Статьи по теме:
Практическое значение социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена но ...
Методические рекомендации по использованию мультимедийного
курса «Открытая физика»
Виртуальная лаборатория «Открытая физика» представляет собой пакет программ, оформленный в виде CD-диска и ориентированный на красочную иллюстрацию физических явлений и демонстрацию фундаментальных ф ...
Первый вариант замены садика — группа неполного дня
Преимущества такого воспитания в том, что это почти то же самое, что и посещение детского садика. Ребенок также с утра приходит, играет с друзьями, занимается по программе с профессиональными педагог ...